Два года на титул!?

Жак Вильнев - Два года на титул!?

Талант не передается по наследству. Но одно дело — талант, а совсем другое — характер. Жак совершенно не похож на своего отца, ни в поведении, ни в привычках, ни во всем остальном, лишь легкое внешнее сходство и характер — характер победителя.

Впрочем, бесконечные сравнения со своим великим отцом уже порядком надоели Жаку. «Имя отца иногда помогало мне в младших формулах, — вспоминает Вильнев, — но нередко и мешало. Мало приятного, когда к тебе после каждой выигранной гонки подходят десятки журналистов с одними и теми же глупыми вопросами: «Думали ли вы об отце?», «Что сказал бы ваш отец?» и т.д. Я любил отца и безмерно уважал его, но я не хочу быть вторым Жилем Вильневым, я — Жак Вильнев…»

Он и вправду сделал достаточно, чтобы иметь право быть самим собой. Может быть, единственное, что их действительно всегда объединяло, — природная уникальность: Жиля как гонщика, а Жака — как «человека Формулы-1». Жиль обожал гонки и все, что их окружало, они были его жизнью. Жак, наоборот, любит гонки только ради гонок, а жизнь — ради жизни. Уже два с половиной года он остается «белой вороной» Формулы-1. Подумать только, чемпионом мира является человек, который до безумия обожает гонки и в то же время недолюбливает, или, по крайней мере, не во всем одобряет мир «королевы автоспорта».

Вообще-то, нелюбовь Жака к миру Формулы-1 легко объяснима. Вильнев пресытился им еще в детстве. В то время, как все его сверстники, мечтавшие стать автогонщиками, приходили на автодромы вместе с родителями и развлекались, Жак с сестрой Мелани вынужден был часами просиживать в моторхоуме Ferrari, ожидая, пока Жиль наконец освободится от гонок и репортеров, чтобы уделить им хотя бы несколько минут. И в конце концов Формула-1 забрала у них отца навсегда.

После гибели отца жизнь Жака кардинально изменилась. Он отправился в Вилларс, в Международный Альпийский Колледж. Здесь, среди красот швейцарских Альп, по сути, и прошло становление личности будущего чемпиона.

За время обучения в Альпийском Колледже Жак, например, очень подружился с горнолыжным инструктором Крейгом Поллоком. Крейг стал другом, наставником, а позднее — и личным менеджером Вильнева.

В частных школах, подобных той, в которой учился Вильнев, вдали от родителей дети взрослеют гораздо раньше. Помимо общеобразовательных предметов они приобретают богатый жизненный опыт, учатся сами отвечать за свои поступки, принимать решения. Зимой 1984 г. Жак подошел к матери и сказал то, чего Джоан так ждала и боялась одновременно, сказал, что хочет стать гонщиком. «Я и так уже потерял два года», — заявил Вильнев матери.

В июне 1985 г. Джоан с детьми отправились на каникулы в Канаду. Там они встретили заехавшего навестить Вильневых Паоло Моруцци — руководителя компании SAGIS, которой принадлежит автодром в Имоле. Узнав о намерениях Жака, Паоло тут же предложил ему вместе с сестрой Мелани приехать в Имолу.

И четыре месяца спустя Джоан привезла детей на их первые в жизни тесты. Специально для Вильневых на автодром доставили два карта и даже вполне серьезную машину формулы-4. Жак уже неплохо водил автомобиль: мать и дядя иногда пускали его за руль, когда поблизости не было полиции.

С картом Жак освоился на редкость быстро. Со светящимися от счастья глазами он, как губка, впитывал в себя советы и рекомендации старших. Не отставала от брата и Мелани. В общем, они провели замечательный день, вдоволь нагонявшись по 600-метровой трассе картодрома в Имоле. Напоследок Жак проехал три круга и по кольцу автодрома. По той самой трассе, где так много было связано с его отцом. Здесь, в Имоле, Жиль провел свою последнюю в жизни гонку, здесь же три с половиной года спустя сели за руль гоночных машин его сын и дочь…

Первый шаг был сделан, но это — лишь начало. Вильневу нужно было еще многому научиться, прежде чем стартовать в настоящих соревнованиях. На следующий год юный гонщик вместе с дядей отправился набираться опыта в Гоночную Школу Джима Расселла в Мон-Тремблане (Квебек).

Тем же летом он принял участие в нескольких гонках на картах и… получил первый «щелчок по носу». Вильнев выиграл гонку в Монреале, но после финиша судьи отодвинули его на второе место за нарушение правил: в пылу борьбы канадец вытолкнул с трассы карт соперника.

Два года (1986 и 1987) прошли для Жака в сплошных путешествиях: он продолжал учиться в колледже в Швейцарии, праздники и каникулы проводил с матерью в Монако, а на лето отправлялся в Канаду «становиться гонщиком».

Если гоночное становление будущего чемпиона прошло в родной для Жака Канаде, то первую официальную гонку ему предстояло провести в Старом свете.

25 сентября 1988 г. Жак Вильнев дебютировал в Пергузе на этапе итальянского кузовного чемпионата за рулем Alfa-Romeo 33. С этого момента и берет свое начало официальная карьера Вильнева-младшего.

На следующий год он уже выступал в итальянской формуле-3. Первые этапы принесли удручающие результаты: Жак ни разу в четырех гонках (в том числе и на знаменитом Гран При Монако ф-3) не смог пройти квалификацию. Впервые выйти на старт Вильневу удалось лишь в конце мая все в той же Пергузе, где он успешно добрался до финиша на десятом месте. В следующих шести гонках Жак еще дважды увидел клетчатый флаг, но очков он так и не получил.

Невозможно выиграть все чемпионаты, в которых участвуешь, — этот неписаный закон гонок Жак усвоил с детства. Но он упорно учился и каждый новый сезон проводил лучше предыдущего.

В 1990 г. Вильнев осваивается в итальянской формуле-3 и, набрав 10 очков, становится 14-м в чемпионате. Через год Жак — уже шестой. В 1992 г. Вильнев переезжает в Страну восходящего солнца и стартует уже в японском чемпионате формулы-3. Жак выигрывает три гонки и становится вице-чемпином серии. В следующем сезоне он принимает участие в первенстве формулы-Атлантик в Северной Америке — пять побед и третье место в чемпионате. И, наконец, в 1994 г. Жак Вильнев вместе с командой Барри Грина и Джерри Форсайта дебютирует в чемпионате мировой серии IndyCar…

Начало чемпионата не впечатляло. Свой первый сезон Жак и Forsythe-Green Racing проводили на совершенно новом для IndyCar шасси Reynard. После первых трех гонок лучшим результатом Вильнева было пятнадцатое место в Лонг-Бич. Однако следующий, четвертый этап чемпионата перевернул все с ног на голову. Знаменитые «500 миль Индианаполиса» принесли Жаку мировую славу. Жак не смог выиграть, но и второе место в самой престижной гонке Америки было воспринято как невиданная удача.

После гонки в Индианаполисе у Жака словно открылось второе дыхание: пять следующих этапов Вильнев заканчивает в очках, а в середине сентября, в Элкарт-Лейке он одерживает первую победу. Это было шоу, достойное Жака. Когда за 15 кругов до финиша канадский мальчишка в одном повороте оставил не у дел всю команду Penske, перебравшись с третьего места на первое, трибуны автодрома ахнули от восторга! Вильнев в тот день был явно в ударе и спокойно довел гонку до победы, отбив все атаки Пола Трейси и Эла Ансера. Шестое место в мировой серии и титул «Новичок года» стали достойным завершением сезона. Но для Жака это было только начало…

Следующий чемпионат Вильнев начал с победы на первом этапе в Майами. Затем, после череды относительных неудач, он со второй попытки выиграл-таки культовую Indy 500. А осенью Жак ощутил всю сладость чемпионства. В 24 года он стал самым молодым в истории победителем мировой серии.

Проведя в IndyCar всего два года и выиграв там все, что только возможно, в 1996 г. Жак перебирается в Формулу-1. Крейг Поллок устроил для Вильнева контракт с чемпионской «конюшней» Фрэнка Уильямса, и теперь канадцу предстояло попробовать повторить в Формуле-1 победный путь, уже пройденный им однажды в Америке.

Жак стал самым блистательным дебютантом в истории чемпионатов мира: в первой же гонке Вильнев стартует с поул-позишн и показывает быстрейший круг, в четвертой — побеждает, а сезон заканчивает вице-чемпионом. Более того, вместе с Дэмоном Хиллом Жак приносит команде Williams абсолютно лучший сезон в ее истории: 12 побед, 21 пьедестал и 175 очков в зачете Кубка Конструкторов. Эти достижения перекрывают даже результаты Williams образца 1992 и 1993 гг. и уступают только показателям непобедимых McLaren 1988 г. с Сенной и Простом за рулем.

Очередной двухлетний цикл в 1997 г. Жак вновь закончил чемпионом, на этот раз чемпионом мира в Формуле-1!

«Защитить чемпионский титул гораздо сложнее, чем завоевать его»,- сказал как-то трехкратный чемпион мира Джек Брэбэм. Откровенно слабая машина не позволила Вильневу в этом сезоне бороться за сохранение своего титула. Очередная «двухлетка» началась для Жака неудачно, и поклонникам канадца остается только надеяться, что закончится она, как обычно — чемпионским титулом.

Владимир Маккавеев