Что такое Формула 1
Значение термина «Формула 1»
Формула 1, Королевские гонки, Большой цирк, Вершина автоспорта. У нее много названий, но суть за ними всегда одна. Данная статья предназначена как для людей далеких от автоспорта и Формулы 1 в частности, так и для опытных болельщиков Формулы 1, которые хотят узнать больше о любимом виде спорта.
Многие люди смотрят автогонки в классе «Формула 1» несколько лет, но при этом не знают, что именно называется Формулой 1. Чтобы это исправить, нужно разобраться, что же все-таки стоит за этим красивым названием. Дать определение термину «Формула 1» можно в узком и широком смыслах.
В узком смысле, Формула 1 – это свод технических норм, требований и правил, в соответствии с которыми организован и проводится чемпионат мира Формулы 1. Заведует принятием и изменением этих правил Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она является главным руководящим органом всех автоспортивных соревнований в мире. Установленные ею правила прежде чего направлены на обеспечение безопасности пилотов – участников автогоночных соревнований, а также зрителей на трибунах. Кроме того FIA ставит целью своего существования обеспечение развития автоспорта, дабы автогонки не превращались в сверхдорогой и экзотический вид спорта.
Формула 1 как чемпионат по автогонкам
В широком смысле, Формула 1 – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам, который разыгрывается ежегодно и состоит из этапов – Гран-при. По итогам каждого сезона определяются победители в личном и командном зачетах. Гонщику, занявшему первое место в личном зачете, присваивается титул чемпиона мира, а команде – Кубок конструкторов.
Под названием «Формула 1» чемпионаты проводятся с 1950-го года, однако и до этого проводились регулярные Гран-при, но не было централизованной системы начисления очков за победы на этапах.
За Формулой 1 закрепились названия «Королева автоспорта» или «Королевские гонки». Это связано с тем, что Формула 1 считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства автогонщиков. Причин этому несколько:
- Высочайший уровень техники в Формуле 1, делающий ее болиды самыми быстрыми болидами с учетом ограничений, которые установлены техническим регламентом.
- Невероятная дороговизна Формулы 1. Самые успешные команды ежегодно тратят сотни миллионов долларов, немалую долю которых составляют гонорары самих гонщиков, получающих миллионы, а иногда – десятки миллионов ежегодно.
- Всемирная популярность Формулы 1. Королеву автоспорта во всем мире смотрят миллионы болельщиков, а автодромы, принимающие у себя Гран-при, собирают сотни тысяч человек.
Чтобы глубже понять, как работает Формула 1, будет полезным рассмотреть основные понятия, из которых состоит этот вид спорта.
Календарь Формулы 1
Календарь Формулы 1 состоит из определенного количества этапов – Гран-при, которые проводятся в различных странах по всему миру. Долгое время чемпионаты Формулы 1 включали в себя 16-19 этапов, но в последние годы их количество стало часто превышать 20. Первый этап традиционно проводится в марте, а последний в октябре или ноябре (иногда в декабре).
Чемпионат мира Формулы 1 2024 года, который включает в себя 24 этапа, обещает стать самым длинным в истории Формулы 1. Самый короткий состоял из семи гонок проводился дважды: в 1950-м и 1955-м годах. Первоначально Календарь сезона-2023 тоже включал себя рекордные 24 этапа, но еще до начала сезона было объявлено об отмене Гран-при Китая из-за эпидемии коронавируса, а в мае был отменен Гран-при Эмилии-Романьи из-за наводнений в Италии.
Календарь чемпионата мира Формулы 1 составляется FIA и публикуется за год до начала соответствующего сезона. Владельцы автодромов лично заключают договоры с руководством Формулы 1 о проведении у себя Гран-при. Факт принятия у себя Гран-при Формулы 1 значительно повышает популярность и престижность автодрома.
Формат Гран-при Формулы 1
На каждый этап чемпионата может быть заявлено не более двух пилотов от одной команды. В течение сезона каждой команде разрешено использовать не более четырех разных пилотов.
Классический формат Гран-при Формулы 1 состоит из определенных частей – сессий:
- Свободная практика — состоит из трех частей. Две из них проходят в пятницу (в Монако – в четверг) и длятся 1,5 часа. Третья практика продолжительностью в 1 час проходит в субботу утром. Эти заезды предназначены для подготовки гонщиков и команд к квалификации и гонке – производится ознакомление с трассой, настройка болида и выбор стратегии.
- Квалификация — данный тип заездов предназначен для определения стартовых позиций пилотов в гонке. По текущим правилам квалификация состоит из трех частей: по 18, 15 и 12 минут. В первой части принимают участие все пилоты, во второй лучшие 15 пилотов, в третьей – лучшие 10. Победителю квалификации присваивается поул позиция (pole position) – это означает, что в гонке он будет стартовать с первого места.
- Гонка — заключительный и самый главный этап Гран-при. Традиционно проводится в воскресенье. На старте гонки все гонщики выстраиваются на стартовой прямой в соответствии с результатами квалификации и с учетом всех штрафов. Средняя дистанция гонки составляет 300 километров, а количество кругов варьируется от 50 до 70, в зависимости от длины трассы. Текущим спортивным регламентом запрещено дозаправлять болиды топливом во время гонки. Также все гонщики обязаны совершить как минимум один пит-стоп, т.к. правила требуют, чтобы они использовали два типа резины во время гонки.
Спринтерская гонка
Начиная с 2021 года, на отдельных этапах чемпионата мира Формулы 1 применяется экспериментальный формат, который включает в себя спринтерскую гонку. Она заменяет собой субботнюю квалификацию. Ее дистанция составляет примерно 100 километров, а длительность не превышает 25-30 минут.
Задача спринтерской гонки – предоставить зрителям короткое, но захватывающее зрелище, где пилоты выкладываются на полную от старта до финиша без необходимости совершать пит-стопы. Этапы, которые включают в себя спринтерскую гонку проводятся по особому формату. В пятницу проходит единственная сессия свободной практики, а во второй половине дня проводится квалификация, которая определяет стартовую решетку воскресного Гран-при.
Суббота полностью отводится спринтерской гонке. Сначала проводится спринт-квалификация, формат которой полностью совпадает с традиционной квалификацией, но с укороченными сегментами (12, 10 и 8 минут). Позже, в тот же день проходит и сама спринтерская гонка.
Очки в спринтерской гонке начисляются первым восьми финишировавшим. Победитель получает 8 очков, обладатель второго места — 7 и так далее. После финиша спринта церемония награждения на подиуме не проводится – эта честь оказывается только призерам воскресной гонки. Тем не менее, первая тройка финишировавших приглашается на специальную презентацию.
В сезоне-2023 в формате со спринтерской гонкой пройдут сразу шесть этапов по сравнению с тремя в 2021 и 2022 годах. Для экспериментального формата были выбраны Гран-при Азербайджана, Австрии Бельгии, Катара, США и Сан-Паулу.
Шины в Формуле 1
Официальным поставщиком шин в Формуле 1 является итальянская компания Pirelli. На сезон 2024 года было утверждено семь различных типов шин Pirelli, против восьми в 2023 году. Каждый тип резины для сухой погоды имеет кодовое название от C1 до C5, где меньшее число соответствует большей жесткости шин.
На более жестких шинах пилоты могут пройти большую дистанцию, жертвуя при этом временем на круге. Мягкие шины позволяют пилотам ехать быстрее на более коротких отрезках. В каждой гонке важнейшую роль играет стратегия выбора типов шин и пит-стопов. Длительность отрезков и типы резины выбираются командами с учетом особенностей их гоночного автомобиля и предпочтений пилота. Некоторые пилоты обладают способностью беречь шины лучше других, что позволяет им оттягивать время своего пит-стопа, не теряя при этом темпа, что дает им стратегическое преимущество.
Все типы шин, включая дождевые, имеют собственную цветовую маркировку. Промежуточный (Intermediate) помечается зеленым цветом, а дождевой (Full wet) – синим.
На каждом отдельно взятом Гран-при разрешено использовать до 5 типов резины – промежуточный и дождевой типы доступны на всех Гран-при, но к ним добавляются три из шести сухих типов, которые Pirelli выбирает заранее. Во время Гран-при самый мягкий из этих трех типов резины помечается красным цветом, средний — желтым, а самый жесткий получает белую маркировку.