Фернандо Алонсо — биография и статистика

Фернандо Алонсо празднует победу в чемпионате на подиуме Гран-при Бразилии 2005 года
Фернандо Алонсо празднует победу в чемпионате на подиуме Гран-при Бразилии 2005 года / Фото: Clive Rose

Фернандо Алонсо (Fernando Alonso) — испанский гонщик Формулы 1, двукратный чемпион мира Формулы 1 (2005-2006 гг.). Фернандо Родился в 1981 году в городе Овьедо. Начал заниматься картингом уже с трехлетнего возраста. В 1994-1997 годах Алонсо подряд выиграл три чемпионата Испании по картингу, а в 1996-м году стал чемпионом мира по картингу.

В 1999 году Фернандо Алонсо дебютировал в чемпионате Euro Open by Nissan в составе команды Адриана Кампоса. Одержав 6 побед в 15 гонках, он выиграл чемпионский титул с первой попытки. В 2000 году Алонсо перешел в Формулу 3000, где выступал за команду Astromega. Испанец не слишком удачно начал сезон и не набрал ни одного очка в первых шести гонках. Однако, на двух последних этапах он завоевал второе и первое места, что позволило ему занять четвертое место в общем зачете.

Фернандо Алонсо с командой Campos Motorsport празднуют победу на первом этапе чемпионата Euro Open by Nissan в Альбасете
Фернандо Алонсо с командой Campos Motorsport празднуют победу на первом этапе чемпионата Euro Open by Nissan в Альбасете, 1999 год / Фото: blogdefernandoalonso.com

Фернандо Алонсо дебютировал в Формуле 1 в 2001 году в составе команды Minardi. Болид маленькой итальянской команды не позволял бороться за очки, но испанец очень быстро зарекомендовал себя, особенно на фоне своих напарников. В следующем сезоне он перешел на должность тест-пилота Renault, а еще через год стал основным пилотом французской команды. В составе Renault Фернандо Алонсо одержал свою первую победу в 2003-м году, а в 2005-2006 выиграл два чемпионских титула, став в свое время самым молодым чемпионом мира и самым молодым двукратным чемпионом мира Формулы 1.

В 2007 году Алонсо перешел в McLaren, но шпионский скандал и не сложившиеся отношения с напарником и руководством команды вынудили его покинуть британскую команду. Испанец вернулся в Renault, где выступал в сезонах 2008-2009 гг. В 2010-м году Фернандо Алонсо перешел в Ferrari и одержал победу на своей дебютной гонке за итальянскую команду. В драматической развязке сезона Алонсо уступил чемпионский титул Себастьяну Феттелю из-за ошибочного решения Ferrari скопировать стратегию раннего пит-стопа у пилота Red Bull Марка Уэббера, который также боролся за чемпионскую корону. Однако в Red Bull сделали ставку на Феттеля, который на тот момент уступал по очкам им обоим, с легкостью выиграл гонку из-за более выгодной стратегии. Алонсо же, хоть и остался впереди Уэббера, но так и не смог обогнать Renault Виталия Петрова в борьбе за шестое место, чтобы набрать достаточно очков для победы в чемпионате.

Фернандо Алонсо за рулем автомобиля Renault на Гран-при Великобритании 2005 года / Фото: Kevin Smith

Сезон-2011 начался для Алонсо неоднозначно – инженеры Ferrari консервативно подошли к разработке болида и в итоге ему не хватало сцепления (и, как следствие, управляемости) в квалификации. Испанцу приходилось компенсировать этот недостаток в гонках, что позволило ему 10 раз подняться на подиум и одержать одну победу в Великобритании, которая стала возможной из-за ошибки стратегов Red Bull. Его лучшим результатом в квалификации в тот год стала вторая позиция на старте Гран-при Канады. В итоге Алонсо набрал 257 очков и занял четвертое место в чемпионате, хотя его стабильность позволила ему претендовать на вице-чемпионство до самой последней гонки.

Перед началом сезона-2012 года Алонсо продлил свой контракт с Ferrari до конца 2016 года. Его главным соперником в чемпионате снова был Себастьян Феттель из Red Bull. Победы в Малайзии, Валенсии и Германии, а также стабильные финиши в очках позволили Алонсо увеличить свой отрыв в чемпионате до 40 очков. Но с этого момента удача отвернулась от испанца и это преимущество мгновенно растаяло после многочисленных аварий и технических неполадок.

Перед последней гонкой сезона, Гран-при Бразилии Фернандо Алонсо отставал от Феттеля на 13 очков. Испанцу было нужно финишировать как минимум третьим при условии, что Феттель не наберет очков. На финише Алонсо был вторым, но Феттель, которого развернуло на первом круге, смог реабилитироваться и добраться до финиша четвертым. Таким образом, испанцу пришлось довольствоваться вторым в своей карьере вице-чемпионским титулом.

На 2013 год руководство Ferrari изменило подход к проектированию автомобиля на более агрессивный. В начале сезона это позволило Алонсо одержать победы в Китае и Испании, а также стабильно финишировать в очковой зоне. Однако уже к Гран-при Германии стало очевидно, что обновления, призванные повысить аэродинамическую эффективность автомобиля Ferrari, не работают, и итальянская команда начинает все больше и больше отставать от Red Bull. К концу сезона Алонсо набрал 242 очка и вновь стал вице-чемпионом, но отрыв от Феттеля был огромен и борьбы за титул как таковой не было.

Селфи Фернандо Алонсо, снятое на подиуме Гран-при Италии 2013 года
«Селфи» Фернандо Алонсо, снятое на подиуме Гран-при Италии 2013 года / Фото: Twitter@alo_oficial

Очередное поражение привело к разладу в отношениях между испанским чемпионом и Ferrari. Сезон-2014 стал для Алонсо последним и самым неудачным в составе Скудерии. За весь год он не одержал ни одной победы и только два раза поднялся на подиум. Шестое место в чемпионате, 161 очко и разгромная победа над своим партнером по команде Кими Райкконеном – это все, чем Алонсо мог довольствоваться в свой последний год в Ferrari.

В 2015 году Алонсо вернулся в McLaren, подписав трехлетний контракт, не допускавший досрочного расторжения. В феврале 2015 года Алонсо попал в серьезную аварию на предсезонных тестах, из-за чего ему пришлось пропустить первый этап сезона.

Возвращение в команду из Уокинга не принесло ему успеха. В McLaren возлагали большие надежды на партнерство с японскими мотористами Honda, которые приняли решение вернуться в Формулу 1 после своего ухода в 2008 году. Однако их двигатель значительно уступал соперникам как в мощности, так и в надежности. Алонсо смог лишь дважды финишировать в очках и занял 17-е место в чемпионате.

Несмотря на провал в 2015 году, Алонсо остался в McLaren. На Гран-при Австралии 2016 года испанец попал в серьезную аварию, столкнувшись с болидом Эстебана Гутьерреса. Из-за полученных травм ему пришлось пропустить следующий этап, который проходил в Бахрейне. Тем не менее, сезон-2016 не принес ни ему, ни McLaren долгожданных успехов. Алонсо смог опередить своего напарника Дженсона Баттона в квалификации 15 раз и 8 раз финишировал в очках, но в итоге ему пришлось довольствоваться лишь 10-м местом в чемпионате. Сезон-2017 сложился для Алонсо не лучше – на его счету было 17 очков и 15-е место по итогам года.

Фернандо Алонсо загорает за пределами трассы после отказа автомобиля McLaren во время квалификации Гран-при Бразилии 2015 года
Фернандо Алонсо загорает за пределами трассы после отказа автомобиля McLaren во время квалификации Гран-при Бразилии 2015 года / Фото: SkySportsF1

Трехлетняя кампания McLaren-Honda завершилась провалом, и Алонсо смог убедить руководство команды из Уокинга сменить поставщика двигателей на Renault, а сам подписал с McLaren новый двухлетний контракт. Результаты команды улучшились – Алонсо вновь разгромил своего напарника, на этот раз это был Стоффель Вандорн, и набрал 50 очков, заняв 11-е место в чемпионате. Но недовольство Алонсо командой по-прежнему росло, особенно после решения руководства прекратить работу над автомобилем и сконцентрироваться на подготовке к сезону-2019.

В конце 2018 года Алонсо объявил об уходе из Формулы 1, но сохранил за собой роль «посла бренда» McLaren и периодически появлялся на тестовых сессиях команды из Уокинга. Его контракт с McLaren истек в конце 2019 года и больше не продлевался.

После годового перерыва Фернандо Алонсо вернулся в Формулу 1 в составе команды Alpine. Под новым именем скрывалась та самая команда из Энстоуна, в которой испанец завоевал два своих чемпионских титула в 2005-2006 годах. Однако возвращение к истокам не принесло испанцу долгожданной борьбы за титул. За два года в составе Alpine Алонсо мог регулярно сражаться за очки, но также часто сталкивался с техническими неполадками и становился жертвой неправильных стратегических решений. На Гран-при Катара 2021 года Алонсо впервые с 2014 года поднялся на подиум. А в Венгрии Алонсо блестяще защищался от значительно более быстрого Льюиса Хэмилтона на Mercedes, что позволило его партнеру по команде Эстебану Окону создать достаточный отрыв и одержать победу.

Ближе к концу сезона-2022 стало очевидно, что Alpine и Фернандо Алонсо начали быстро терять взаимный интерес. Переговоры о продлении контракта зашли в тупик, и Алонсо неожиданно подписал долгосрочный контракт с командой Aston Martin, став напарником Лэнса Стролла на 2023 год. По словам Алонсо, решающим фактором стала долгосрочность контракта, которую ему не желали предлагать в Alpine.

В сезоне-2023 Алонсо набрал 206 очков (из 280 набранных командой Aston Martin) и неоднократно боролся за победу с Максом Ферстаппеном. И хотя в по итогам года ему пришлось довольствоваться четвертым местом в личном зачете и девятью подиумами, этот сезон стал глотком свежего воздуха в карьере Фернандо и огромным прорывом для команды Aston Martin.

Статистика

Страна: Испания
Родился: 29.07.1981
Дебют в Формуле 1: ГП Австралии’01
Гран-при/Гонок: 381/378
Побед: 32
Поул-позиций: 22
Быстрейших кругов: 24
Очков: 2267
Выступал за команды: Minardi (2001)
Renault (2003-2006)
McLaren (2007)
Renault (2008-2009)
Ferrari (2010-2014)
McLaren (2015-2018)
Alpine (2021-2022)
Aston Martin (2023-2024)