Себастьян Феттель — биография и статистика

Себастьян Феттель с трофеем за победу на Гран-при Японии 2013 года
Себастьян Феттель с трофеем за победу на Гран-при Японии 2013 года / Фото: thestar.com

Себастьян Феттель (Sebastian Vettel) – гонщик из Германии, четырехкратный чемпион мира Формулы 1 (2010-2013 гг). В 1987 году в немецком городке Хеппенхайм родился мальчик, который мечтал о карьере певца, но из-за отсутствия вокальных данных этой мечте не суждено было сбыться. Через 25 лет он стал одним из самых титулованных пилотов в истории Формулы 1, сравнявшись по числу чемпионских титулов с Аленом Простом.

Гоночная карьера Себастьяна началась с соревнований по картингу, когда ему было семь лет. Через несколько лет он уже стал коронованным победителем ряда престижных чемпионатов. В 16 лет он впервые опробовал свои силы за рулем гоночных «Формул» и с первой попытки одержал победу в немецком чемпионате Формулы-BMW.

Через два года Феттеля пригласили для участия в европейском чемпионате Формулы 3. Уже в своем дебютном сезоне немецкий пилот смог набрать 64 очка и занял пятое место в личном зачете. Спустя некоторое время он провел свои первые тесты в Королевских автогонках, сев за руль болида Williams. Годом спустя Феттель стал вице-чемпионом Формулы 3, уступив только своему напарнику Полу ди Ресте. Тем временем, в Мизано он впервые принимает участие в этапе чемпионата мира Формулы-Renault. Феттель финишировал на вторым, однако позже ему была присуждена победа в связи с тем, что финишировавший впереди соперник был дисквалифицирован.

Себастьян Феттель за рулем автомобиля Формулы 3 на трассе Хоккенхаймринг, 2006 год
Себастьян Феттель за рулем автомобиля Формулы 3 на трассе Хоккенхаймринг, 2006 год / Фото: racefans.net

Накануне турецкого этапа Формулы 1 2006 года, Себастьян Феттель официально стал третьим пилотом команды BMW. Это было связано с тем, что Роберт Кубица, который до этого являлся третьим пилотом, пошел на повышение и вошел в основной состав пилотов, заменив канадского гонщика Жака Вильнева. По ходу сезона 2006 года Феттель садился за руль болида Формулы 1 во время нескольких сессий свободных заездов, а в 2007 году его утвердили на должность тест-пилота BMW Sauber.

В этом же сезоне на Гран-при США 2007 Себастьян Феттель дебютировал в Формуле 1, заменив травмированного Роберта Кубицу. Немец набрал одно очко в своей дебютной гонке, финишировав на восьмой позиции. После этого он еще три этапа проработал в качестве тест-пилота BMW Sauber, а затем перешел в основной состав команды Toro Rosso. В 2008 году Феттелю удалось привлечь к себе всеобщее внимание благодаря своему триумфу в дождевом Гран-при Италии. Стартовав с поула на своем Toro Rosso STR3, Себастьян уверенно довел гонку до победного конца. Эта победа стала первой и единственной на текущий момент для команды Toro Rosso. А сам Феттель установил рекорд, став самым юным пилотом за всю историю Королевы Автоспорта, который выиграл квалификацию и гонку.

В 2009 году Себастьян перешел в команду Red Bull, заменив ушедшего Дэвида Култхарда. Несмотря на тотальное доминирование команды Brawn в начале сезона, Феттель не сильно отстал от Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло и, одержав четыре победы, смог завоевать вице-чемпионский титул.

Следующий сезон стал для Себастьяна Феттеля звездным часом. В плотной борьбе с Льюисом Хэмилтоном, Фернандо Алонсо и собственным партнером по команде Марком Уэббером ему удалось выйти лидером в борьбе за чемпионский титул, судьбу которого решила последняя гонка. В итоге в 2010 году Себастьян Феттель выиграл пять гонок и на четыре очка опередил ближайшего преследователя Фернандо Алонсо, став чемпионом мира Формулы 1 в возрасте 23 лет.

В 2011 году преимущество команды Red Bull над соперниками было настолько велико, что конкуренцию Себастьяну мог составить только разве что его напарник Марк Уэббер. Однако, отношения австралийца с командой вконец разладились, и его результаты не шли ни в какое сравнение с результатами Феттеля. Особенно это было заметно на фоне прошлого сезона, где Уэббер лидировал в чемпионате вплоть до последней гонки сезона. Таким образом, Феттель без особой борьбы выиграл свой второй чемпионский титул, одержав одиннадцать побед, а его преимущество над вице-чемпионом составило 122 очка.

Себастьян Феттель за рулем автомобиля Red Bull на Гран-при Великобритании 2010 года
Себастьян Феттель за рулем автомобиля Red Bull на Гран-при Великобритании 2010 года / Фото: First Stop

Сезон 2012 ознаменовался сражением Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо. И если первая половина сезона сложилась в пользу последнего, то к концу года Red Bull удалось решить проблемы с болидом и прибавить в скорости, что позволило немцу отыграть свое отставание и вновь вырвать победу в чемпионате в последней гонке сезона.

Сезон 2013 можно разделить на две части. До начала летнего перерыва расклад сил оставался неясным, и борьба велась сразу между несколькими пилотами, включая Фернандо Алонсо, Льюиса Хэмилтона, Кими Райкконена и самого Себастьяна Феттеля. Однако, с летних каникул команда Red Bull вернулась в совершенно непревзойденной форме, и Феттель одержал девять побед подряд, уверенно поставив точку в борьбе за чемпионский титул. Таким образом, за четыре года он стал четырехкратным чемпионом мира.

2014 год и новые правила, в которые входил переход на новые турбодвигатели V6, обещал внести перемены в расклад сил, и это произошло. К сожалению, мотористы из Renault и конструкторы Red Bull не смогли ничего противопоставить команде Mercedes, которая доминировала на протяжении всего сезона. Сам Феттель не только не смог побороться с лидерами, но и оказался в тени у своего молодого партнера по команде Даниэля Риккардо. В конце сезона Феттель объявил о своем уходе из австрийской команды и о подписании трехлетнего контракта с Ferrari. Следующие три сезона он провел в составе Скудерии, а его напарником с 2015 года стал финн Кими Райкконен.

Себастьян Феттель за рулем автомобиля Ferrari на Гран-при Великобритании 2015 года
Себастьян Феттель за рулем автомобиля Ferrari на Гран-при Великобритании 2015 года / Фото: Franziska

Сезон-2016 начался с подиума в Австралии, но затем последовал ряд механических проблем и столкновений с другими пилотами, включая российского гонщика Даниила Квята. За весь год ему не удалось одержать ни одной победы, но 7 подиумов позволили ему занять четвертое место в зачете пилотов.

Следующие два года Себастьян Феттель снова боролся за чемпионскую корону, но в обоих случаях это закончилось неудачей. На Гран-при Мексики 2017 года Феттель стал четвертым пилотом в истории Формулы 1, завоевавшим 50 поул-позиций. Но уже на старте лидерство в гонке захватил Макс Ферстаппен, а затем Феттель столкнулся с Mercedes своего главного соперника в чемпионате Льюиса Хэмилтона. Столкновение отбросило последнего на девятое место, но ему было этого достаточно, чтобы досрочно стать чемпионом мира. Так Себастьян Феттель впервые в своей карьере проиграл чемпионский титул в сезоне, в котором он хотя бы раз возглавлял личный зачет.

В 2018 году Феттель вновь боролся с Хэмилтоном за чемпионский титул. На Гран-при Канады он записал в свой актив 50-ю победу в Формуле 1, но уже в следующей гонке уступил лидерство в чемпионате из-за столкновения с Боттасом. За 7 этапов до конца чемпионата Феттель уступал Хэмилтону 30 очков, и ситуацию ухудшали не слишком удачные обновления автомобиля Ferrari, которые его только медленнее. Себастьян смог впервые подняться на подиум в Мексике, но причин праздновать у немца не было – на этой же гонке Хэмилтон досрочно оформил свой пятый чемпионский титул.

На тестах перед сезоном-2019 Себастьян Феттель и его новый напарник по Ferrari Шарль Леклер демонстрировали высокий темп, поэтому перед Гран-при Австралии многие считали его фаворитом в предстоящем сезоне. Однако эти ожидания не оправдались, когда Феттель уступил времени поул-позиции 0.7 секунды, а затем пришел к финишу четвертым. Нестабильные результаты по ходу сезона позволили ему занять лишь пятое место в личном зачете позади своего нового партнера по команде Шарля Леклера.

2020 стал для Себастьяна Феттеля последним в составе Скудерии. Болиду Ferrari SF1000 катастрофически не хватало темпа и лучшим результатом за весь год для него стало третье место в Турции и 13-е место в личном зачете по итогам сезона.

В 2021 году Феттель заменил Серхио Переса в команде Aston Martin. На Гран-при Азербайджана он смог принести своей новой команде ее первым подиум. Он также финишировал вторым в Венгрии, но был дисквалифицирован из-за того, что в его болиде не осталось необходимого объема топлива. В итоге он занял 12-е место в зачете пилотов, совершив по ходу сезона 132 обгона – больше, чем какой-либо другой пилот.

В 2022 году, который стал для Феттеля последним в Формуле 1, он пропустил первые две гонки в Бахрейне и Саудовской Аравии, так как у него обнаружился коронавирус. Его место занял резервный пилот Aston Martin Нико Хюлькенберг. В июле 2022 года Феттель объявил о своем уходе из Формулы 1 по окончании этого сезона. В своем последнем сезоне он набрал 37 очков и вновь занял 12-е место в личном зачете.

Статистика

  • Чемпионских титулов: 4
  • Побед подряд: 9
  • Кругов лидирования: 3501
  • Сезонов в Формуле 1: 16
Страна: Германия
Родился: 03.07.1987
Дебют в Формуле 1: ГП США’07
Гран-при/Гонок: 300/299
Побед: 53
Поул-позиций: 57
Быстрейших кругов: 38
Очков: 3098
Выступал за команды: BMW Sauber (2007)
Toro Rosso (2007-2008)
Red Bull (2009-2014)
Ferrari (2015-2020)
Aston Martin (2021-2022)