Джеймс Хант — биография и статистика

Джеймс Хант перед Гран-при США-Восток 1976 года / Фото: Ford Racing Archives и Wieck Media

Джеймс Хант (James Hunt) – британский гонщик, чемпион мира Формулы 1 1976 года, автоспортивный комментатор и бизнесмен.

Джеймс Хант родился в Белмонте, графство Суррей в большой семье. Он был вторым ребенком после своей старшей сестры, а также у него было три младших брата и младшая сестра. С детства он интересовался птицами и животными и проявлял интерес к профессии врача, что получило полную поддержку со стороны его родителей. Однако уже в раннем возрасте он начал проявлять себя в качестве успешного спортсмена. В 12 лет Джеймс Хант принял участие в турнире по теннису и проиграл в финале 16-летнему оппоненту. Позже он участвовал в юниорском Уимблдоне, а также неплохо играл в сквош и гольф.

Свой первый опыт вождения Джеймс Хант приобрел на ферме в Уэльском графстве Пембрукшир, сев за руль трактора. Молодой англичанин получил инструктаж от владельца фермы, но он оказался не в восторге от принципа переключения передач, так как ему для этого не хватало сил. Через неделю после своего 17-го дня рождения Хант сдал тест на вождение, и после этого, по его собственным словам, «его жизнь началась».

Гоночная карьера Джеймса Ханта началась в автомобиле Mini. Дебютная гонка для британца проходила на трассе Снеттертон, однако организаторы не допустили его к участию, так как его Mini не соответствовал требованиям. Позже Хант смог накопить достаточно средств, чтобы принять участие еще в трех подобных соревнованиях.

В 1968 году он принял участие в чемпионате Формулы-Ford за рулем собственного автомобиля Russell-Alexis Mk 14. В своей дебютной гонке в Снеттертоне из-за неправильной эксплуатации его двигатель потерял 15 л.с., но это не помешало Ханту финишировать пятым. Позже в Лидден Хилле он одержал свою первую победу, а также установил рекорд трассы Брэндс-Хэтч.

В 1969 году Джеймс Хант перешел в Формулу 3, заработав себе на автомобиль Meryln Mk11A. Британец выиграл несколько гонок и стабильно финишировал на высоких позициях, тем самым заслужив внимание британской Гильдии Автоспортивных Журналистов, которая вручила ему «Премию Гроуввуда», как одному из самых многообещающих молодых пилотов Великобритании.

Годом спустя Хант оказался вовлечен в скандальную историю с Дэйвом Морганом. Во время гонки на автодроме «Хрустальный дворец» Хант и Морган сражались колесо в колесо, и на заключительном круге последний попытался пройти Ханта по внешней траектории, но болиды столкнулись и были вынуждены сойти с дистанции. Болид Ханта остановился посередине трассы, сразу после аварии британец выбрался наружу, подбежал к Моргану и с силой толкнул его на землю. Этот инцидент вызвал сильное неодобрение со стороны публики, после чего оба пилота были вызваны к судьям для объяснений. Однако в результате Хант был признан невиновным, а Морган был лишен гоночной лицензии на 12 месяцев.

Джеймс Хант за рулем болида Формулы 3 (№20) на трассе Брэндс-Хэтч, 1969 год
Джеймс Хант за рулем болида Формулы 3 (№20) на трассе Брэндс-Хэтч, 1969 год / Фото: Gerald Swan // Wikimedia Commons

В 1973 году, при поддержке Лорда Хэскетта, Джеймс Хант дебютировал в Формуле 1. Лорд Хэскетт купил для своей одноименной команды Hesketh шасси March 731, которое было затем доработано инженером команды. Соперники не воспринимали Ханта и его новую команду всерьез, так как со стороны казалось, что в Формуле 1 их интересует только гламурная жизнь и вечеринки. Тем не менее, уже совсем скоро Хант смог прийти к финишу на второй позиции. В конце сезона он получил награду от гоночной ассоциации за свои достижения дебютом сезоне.

Следующие два сезона в Hesketh прошли для Ханта с переменным успехом. Завоевав несколько подиумов, а также первую для себя и команды победу в Формуле 1, в 1975 году он занял четвертое место в чемпионате пилотов. В этот момент выяснилось, что Лорд Хэскетт не учел неожиданно высоких расходов в Формуле 1 по сравнению с младшими сериями, и его семейное состояние быстро растаяло. Каких-либо других источников доходов у команды не было, поэтому на этом история команды Hesketh закончилась.

До старта сезона-1976 оставалось совсем немного и Ханту пришлось срочно искать себе место в другой команде Формулы 1. Уход Эмерсона Фиттипальди из McLaren открыл Ханту дорогу в команду из Уокинга. Никто из других ведущих пилотов доступен не был, и руководство команды приняло решение взять в команду хорошо проявившего себя в Hesketh Ханта.

Джеймс Хант за рулем болида Hesketh 308 во время Гран-при Монако 1975 года
Джеймс Хант за рулем болида Hesketh 308 во время Гран-при Монако 1975 года / Фото: Twitter@RetroFormula1s

Сезон-1976 стал самым успешным и, в то же время, самым драматичным в карьере Джеймса Ханта. С первых гонок стало понятно, что основная борьба за титул разразится между ним и Ники Лаудой из Ferrari. Однако, на Гран-при Испании Джеймс Хант был дисквалифицирован с первой позиции, и победа досталась Ники Лауде, который начал с неимоверной быстротой отрываться от соперников в чемпионате. На Гран-при Германии в Нюрбургринге Лауда попадает в страшную аварию и пропускает две гонки из-за сильнейших ожогов. Тем временем, с Ханта снимают дисквалификацию и возвращают ему победу в Испании. В Голландии, в отсутствие Ники Лауды, он одерживает еще одну победу, стремительно сокращая свое отставание в чемпионате.

Судьба короны должна была решиться на последнем этапе чемпионата в Японии. Накануне гонки Лауда опережал Ханта на три очка. Гонка стартовала под проливным дождем, и почти сразу Ники Лауда принял решение прекратить борьбу и не рисковать своей жизнью. Тем временем, Хант, пострадавший под конец гонки из-за прокола покрышки, яростно отыгрывал позиции одну за другой и в итоге пришел к финишу третьим, чего было достаточно, чтобы опередить Лауду в чемпионате. Так Джеймс Хант стал одним из самых низкооплачиваемых чемпионов Формулы 1 – его гонорар в 1976 году составил всего 200 тысяч долларов.

Следующие два сезона в McLaren прошли для британца куда хуже. В 1977 году проблемы с надежностью болида McLaren M26 не позволили ему бороться за чемпионский титул, и, несмотря на три победы, он смог занять лишь пятое место в чемпионате. В 1978 году Хант надеялся выиграть свой второй чемпионский титул, но болид McLaren M26 уже не позволял бороться за высокие места, и за весь сезон он смог набрать только 8 очков.

Джеймс Хант с Ники Лаудой во время гоночного уик-энда в Аргентине, 1978 год
Джеймс Хант с Ники Лаудой во время гоночного уик-энда в Аргентине, 1978 год / Фото: Wikimedia Commons

В 1979 году Джеймс Хант решил покинуть McLaren. Несмотря на свои неважные выступления в 1978-м, на его услуги по-прежнему был высокий спрос. Ему предложили место в Ferrari, но британец побоялся возможных проблем внутри команды в связи с его историческим противостоянием со Скудерией и сделал выбор в пользу подающей надежды команды Walter Wolf Racing. Однако болид Wolf WR7 оказался исключительно медленным и ненадежным, и Хант уже к седьмому этапу чемпионата потерял всякий интерес к гонкам, а в июне и вовсе объявил о своем уходе из Формулы 1. Чемпионом в тот год стал Джоди Шектер, выступавший за Ferrari.

После этого Ханта пригласили в качестве гостя комментировать Гран-при Великобритании 1979 года и впоследствии эта работа стала для него постоянной. Он проработал комментатором тринадцать лет вплоть до своей смерти. Джеймс Хант скончался 15 июня 1993 года от сердечного приступа в возрасте 45 лет. За годы своей жизни он заслужил себе репутацию дамского угодника и ловеласа, предпочитавшего роскошную жизнь и вечеринки.

В 2013 году в мировой прокат вышел фильм «Гонка» (оригинальное название — «Rush»), посвященный противостоянию Джеймса Ханта и Ники Лауды в автоспорте и в частности в сезоне-1976 Формулы 1.

Статистика

Страна: Великобритания
Родился: 29.08.1947
Умер: 15.06.1993
Дебют в Формуле 1: ГП Монако’73
Гран-при/Гонок: 93/92
Побед: 10
Поул-позиций: 14
Быстрейших кругов: 8
Очков: 179
Выступал за команды: Hesketh (1973-1975)
McLaren (1976-1978)
Wolf (1979)