Удивительная статистика самых успешных и самых неудачных номеров болидов в Формуле 1

Удивительная статистика самых успешных и самых неудачных номеров болидов в Формуле 1
Старт Гран-при Сан-Марино 1989 года / Фото: Wikimedia Commons

Начиная с сезона-2014, в Формуле 1 было введено новое правило, согласно которому все пилоты должны выбирать себе постоянный номер, который будет прочно связан с их именем и будет сопровождать их на протяжении всей их карьеры. Однако до введения этого правила в Формуле 1 существовала весьма интересная статистика по номерам автомобилей, которая была собрана за более чем полвека существования Королевы Автоспорта (приведенные цифры актуальны на конец 2013 — начало 2014 года).

Номера-долгожители

Рекорд по количеству проведенных Гран-при с одним и тем же номером принадлежит Жаку Лаффиту. Он выступал в период, когда номера команд изменялись только в связи с победой в чемпионате, и провел 132 Гран-при (из 172, в которых он участвовал) под номером 26. Эта серия началась для него в 1976 году в команде Ligier, которая и носила этот номер, и продлилась до 1986 года с перерывом в 1983-1984 годах, когда он выступал за Williams. К сожалению, авария в Брэндс-Хэтче в 1986 году положила конец его карьере пилота Формулы 1.

На втором месте по этому показателю находится Михаэль Шумахер, на счету которого 120 Гран-при под номером 1. В данном случае ему помогли семь чемпионских титулов, которые ему пришлось защищать.

Четыре титула Себастьяна Феттеля позволили ему провести уже 58 гонок под номером 1, и он уступает по этому показателю лишь Михаэлю Шумахеру. Ален Прост и Айртон Сенна идут следом – на их счету по 48 Гран-при под первым номером. Дальше расположен Нельсон Пике с 47 Гран-при и Ники Лауда с 45.

Третье место по количеству гонок, проведенных под одним номером, занимает Герхард Бергер. Под номером 28 он провел в общей сложности 112 гонок в командах Ferrari (1987-1989, 1993-1995) и McLaren (1990).

Всего на одну гонку меньше провел Риккардо Патрезе, на счету которого 111 Гран-при под номером 6. Он достался ему от команд Brabham в 1983, Williams в 1988-1992 и Benetton в 1993.

Ни Бергер, ни Патрезе не обладали никакими правами на эти номера, они получали их вновь и вновь только в результате действий самих команд, которые время от времени менялись номерами. В основном это происходило в силу победы в чемпионате.

Среди действующих пилотов лидером по этому показателю является Фернандо Алонсо с 76 Гран-при под номером 5. Причиной этому является тот факт, что он четырежды выступал в командах, которые занимали третье место в предыдущем сезоне. Дважды это было в Renault (2005, 2008) и дважды в Ferrari (2011-2012).

Жак Лаффит за рулем автомобиля Ligier под номером 26
Жак Лаффит за рулем автомобиля Ligier под номером 26 / Фото: alchetron.com

Самые успешные номера

Что неудивительно, самым успешным номером в Формуле 1 является номер 1. Под этим номером за всю историю Формулы 1 было одержано 179 побед.

Второе место за номером 5 со 129 выигранными гонками. После того, как в 1996 году была введена система, согласно которой номера распределялись по результатам предыдущего чемпионата, номера 3, 4, 5, 6 значительно пополнили свой запас побед. И это неудивительно, ведь пилоты трех лучших команд вероятнее всего будут бороться за победы.

А вот причина, по которой номер 5 является более успешным, чем 3 или 4, довольно проста. До 1996 года команды, которые сражались между собой за победу в чемпионате, менялись номерами 1/2 и 5/6, в то время как 3/4 были постоянными номерами команды Tyrrell, которая пережила свои лучшие годы и уже давно не боролась за победы.

В разное время McLaren, Lotus и Brabham использовали номера 5 и 6, пока в середине 1980-х они не перешли на постоянной основе к Williams. Позже, в 1994 году под этими номерами проводила свой первый чемпионский сезон команда Benetton.

В большинстве случаев в этих командах было строгое разделение пилотов на «первого» и «второго», поэтому статистика номера 5 значительно превышает результаты номера 6.

Эта тенденция подтверждается и в статистике по победам в чемпионате. По этому показателю лидирует номер 1, с которым пилотам удавалось 12 раз победить в чемпионате. Второе место вновь за номером 5.

Напарники чемпионов исторически демонстрируют неплохие результаты. Номер 2 находится на третьем месте по количеству побед, но с большим отставанием от двух лидеров. Вторые номера выиграли в общей сложности 83 Гран-при, при этом Ален Прост является единственным пилотом, который выигрывал чемпионский титул, выступая под номером 2 (1985, 1989, 1993 гг.).

Жан Алези за рулем автомобиля Tyrrell на Гран-при Австралии 1990 года / Фото: Ercole Colombo

Несчастливые номера

Первое место по количеству технических сходов принадлежит номеру 22. На его счету 274 подобных случаев за всю историю Формулы 1. На втором месте номер 15 с 273 поломками.

Во многом это «заслуга» команд Renault и Alfa Romeo, которые строили в 1980-х годах крайне ненадежные машины, и выступали под номерами 15/16 и 22/23, соответственно.

Несчастливый номер 22 позже передавался различным командам из хвоста пелетона – Osella, Rial, Scuderia Italia, Forti и др.

Весьма любопытной для любителей теорий заговора, является статистика технических поломок среди чемпионов. Вторые номера «ломались» значительно чаще первых. На счету номера 1 всего 163 технических схода против 221 у номера 2.