Ники Лауда — биография и статистика

Ники Лауда позирует рядом с болидом Ferrari в сентябре 1975 года
Ники Лауда позирует рядом с болидом Ferrari в сентябре 1975 года / Фото: El Gráfico

Ники Лауда (Niki Lauda) — австрийский гонщик, трехкратный чемпион мира Формулы 1 1975, 1977, 1984 годов. Полное имя — Андреас Николаус Лауда.

Ники Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в обеспеченной семье. Он рано начал увлекаться гонками, начав с серии «Мини», несмотря на неодобрение со стороны родителей. Позже Ники перешел в Формулу-Ви, а в 1971 году оплатил место в команде March, выступавшей в Формуле 2. Его разногласия с семьей привели к тому, что они отказались финансово поддерживать его гоночную карьеру, и Лауде было трудно двигаться дальше. Однако, его выступления впечатлили его тогдашнюю команду, и ему позволили выступать в Формуле 1 в составе команды March. К несчастью для Лауды, команда March в 1971-1972 годах была не в слишком хорошей форме, поэтому ему не удалось набрать в Формуле 1 ни одного очка.

Ники Лауда впал в отчаяние — он погряз в огромных долгах и, по собственным словам, даже подумывал о самоубийстве, но решил вновь рискнуть и занял еще денег, чтобы оплатить себе место в BRM на 1973 год. Ему удалось показать несколько неплохих результатов, но команда не была впечатлена выступлениями австрийца. На выручку неожиданно пришел его партнер по команде BRM Клей Регаццонию. Он сам уже договорился о переходе в Ferrari и решил за одно хорошо охарактеризовать Лауду перед Энцо Феррари. Для Коммендаторе этого было достаточно, и он пригласил Лауду в Ferrari на следующий год. Впервые избавившись от статуса рента-драйвера, Ники Лауда наконец-то смог расплатиться по всем кредитам.

Ники Лауда за рулем автомобиля Формулы Ви в Будапеште, 1969 год
Ники Лауда за рулем автомобиля Формулы-Ви в Будапеште, 1969 год / Фото: Tamás Urbán

В начале 70-х команда Ferrari переживала тяжелый период. В 1973 году в команду был приглашен Лука де Монтеземоло для наведения порядка, и все возлагали большие надежды на сезон-1974. Ники Лауда удалось сразу обратить на себя внимание, финишировав вторым в своей дебютной гонке за Скудерию. Три гонки спустя, в Испании, он одержал свою первую победу, которая стала первой для Ferrari с 1972 года. В свой первый сезон в составе Скудерии Лауда завоевал шесть поул-позиций, одержал две победы и занял в общем зачете 4-е место. Кроме того, австриец продемонстрировал отличительные черты усидчивого тест-пилота, активно участвуя в работе над улучшением болида.

Сезон-1975 начался для Лауды не слишком успешно — лучшим результатом в первых четырех гонках для него было пятое место. Однако он выиграл четыре гонки из следующих пяти, а затем подкрепил это подиумом в Италии и победой на Уоткинс-Глене и стал чемпионом мира, а Ferrari впервые за 11 лет завоевала Кубок конструкторов.

Ники Лауда за рулем автомобиля Ferrari на Гран-при США 1975 года / Фото: Christian Sinclair

Следующий сезон начался для Лауды куда успешнее, несмотря на то, что его отношения с руководством Ferrari начали ухудшаться. Он доминировал в первой половине сезона, одержав победу в четырех из шести первых Гран-при. После пятой победы на счету Лауды было вдвое больше очков, чем у ближайших преследователей, и вопрос второго титула казался решенным. За неделю до Гран-при Германии 1976 года Ники Лауда призывал своих коллег-гонщиков к бойкоту предстоящей гонки, так как 23-километровая трасса Нюрбургринг не отвечала современным требованиям безопасности.

Однако, большинство пилотов проголосовало против бойкота, и гонка состоялась. 1 августа на втором круге Гран-при Германии болид Лауды вылетел с трассы, врезался в ограждения и загорелся. Охваченный огнем автомобиль, вылетел обратно на трассу и оказался на пути Брета Ланджера. Произошло столкновение и обе машины загорелись, но, в отличие от Ланджера, Лауда был зажат внутри своего автомобиля. Ланджер, а также остановившиеся позже Артуро Мерцарио и Гай Эдвардс на протяжении нескольких минут пытались помочь Лауде выбраться из горящего автомобиля. В конце концов им это удалось, но к этому времени австриец получил сильные ожоги головы и долгое время вдыхал ядовитый угарный газ. Его немедленно отправили в больницу, где он впал в кому.

Проведя несколько недель в больнице, Ники Лауда не скрывал своего желания вернуться в гонки и продолжить борьбу за чемпионский титул как можно скорее. Уже через полтора месяца после аварии австриец вернулся в строй, пропустив только лишь этапа. Пожар в Нюрбургринге оставил на его голове множество шрамов, которые он прикрывал красной кепкой Parlamat, ставшей своего рода визитной карточкой гонщика. В своей первой гонке после возвращения Ники Лауда финишировал четвертым, однако, за время его отсутствия, его основной соперник Джеймс Хант смог значительно сократить свое отставание в чемпионате, а затем выиграл еще две гонки.

В результате перед последней гонкой сезона разрыв между двумя гонщиками составлял три очка в пользу Лауды. Последняя гонка чемпионата, Гран-при Японии, стартовала под проливным дождем. На старте автомобиль Лауды стоял на третьей позиции, а впереди него — McLaren Ханта и Lotus Андретти. Однако уже после двух кругов дистанции Лауда принял решение остановить машину и прекратить борьбу. Австриец объясним это тем, что пилотировать в таких условиях было слишком опасно. Тем временем, его главный соперник в чемпионате Джеймс Хант продолжал уверенно лидировать в гонке. По мере того, как трасса стала подсыхать, Хант начал терять позиции из-за износившейся резины. Под конец гонки прокол колеса и срочный пит-стоп отбросили его на пятую позицию, в то время как для победы в чемпионате ему требовалось финишировать четвертым.

Вернувшийся на трассу на свежей дождевой резине Хант был неудержим. Совершив на предпоследнем круге гонки два обгона, британский гонщик вернулся в тройку лучших и гарантировал себе чемпионский титул с перевесом в одно очко. что позволило стать ему чемпионом с перевесом в одно очко.

Ники Лауда на подиуме Гран-при Нидерландов 1977 года
Ники Лауда на подиуме Гран-при Нидерландов 1977 года / Фото: Suyk, Koen

Решение прекратить борьбу окончательно испортило отношения Ники Лауды с руководством команды Ferrari. Следующий сезон в Скудерии стал для него последним. Стабильные выступления принесли Ники его второй чемпионский титул, а Ferrari вновь одержали победу в Кубке конструкторов. Но даже этого было недостаточно для того, чтобы спасти отношения Лауды с итальянской команды. О своем уходе из Ferrari он объявил уже в середине сезона, а позже пропустил две последние гонки сезона, так как судьба титула была решена досрочно.

После ухода из Ferrari Лауда провел два сезона в составе команды Brabham. В 1978 году он смог выиграть две гонки и занял четвертое место в чемпионате, а годом спустя и вовсе набрал лишь четыре очка за весь сезон. Причиной этому был крайне ненадежный болид Brabham BT48, который не раз подводил Лауду по ходу сезона. Перед Гран-при Канады 1979 Ники Лауда публично объявил о своем уходе из Формулы 1.

Следующие два года Лауда посвятил своему бизнесу — авиакомпании Lauda Air, которая занималась чартерными рейсами. Однако через некоторое время Ники осознал, что слишком рано принял решение завершить карьеру гонщика и принялся искать себе место в Формуле 1. Зимой 1982 года он удачно принял участие в нескольких тестах команды McLaren и обеспечил себе место в команде из Уокинга.

После двух сезонов в McLaren, которые не позволили ему показать высоких результатов (за два сезона австриец выиграл лишь две гонки), к Лауде наконец-то вернулась удача. 1985 год начался не слишком многообещающе — в первой половине сезона Лауда выиграл две гонки, но постоянно сталкивался с механическими проблемами. Однако во второй половине сезона в McLaren смогли решить проблемы с надежностью и Ники подкрепил свои результаты еще тремя победами и двумя вторыми местами, записав в свой актив третий чемпионский титул.

Ники Лауда за рулем автомобиля McLaren TAG во время Гран-при США 1984 года
Ники Лауда за рулем автомобиля McLaren TAG во время Гран-при США 1984 года / Фото: twm1340

Став трехкратным чемпионом мира, Лауда еще на один сезон остался в McLaren, но он принес австрийцу лишь разочарование — в 16 гонках он смог прийти финишу лишь трижды. После этого он объявил об окончательном уходе из Формулы 1.

В начале 90-х Ники Лауда вернулся в паддок Формулы 1, но уже в другой роли, когда Лука ди Монтедземоло пригласил его на роль консультанта в Ferrari. До середины сезона-2001 австрийский экс-чемпион руководил командой Формулы 1 Jaguar. В конце 2002 года, так и не добившись значительного прогресса, команду покинуло 70 сотрудников, включая самого Ники Лауду.

В сентябре 2012 года Лауда занял должность неисполнительного директора в команде Формулы 1 Mercedes AMG. Годом спустя он принял участие в переговорах о переходе Льюиса Хэмилтона в команду. Результатом этих переговоров стало подписание трехлетнего контракта с британцем, который впоследствии принес Mercedes шесть чемпионских титулов.

Проблемы со здоровьем постоянно сопровождали австрийца с момента его аварии в 1976 году. В 1997 и 2005 годах трехкратному чемпиону мира проводили операции по пересадке почек, а в 2018 году Лауда перенес операцию по трансплантации легких.

Ники Лауда умер во сне 20 мая 2019 года в стенах Университетской клиники Цюриха в Швейцарии, где ему проводился диализ из-за проблем с почками.

Статистика

Страна: Австрия
Родился: 22.02.1949
Умер: 20.05.2019
Дебют в Формуле 1: ГП Австрии’71
Гран-при/Гонок: 177/170
Побед: 25
Поул-позиций: 24
Быстрейших кругов: 24
Очков: 420,5
Выступал за команды: March (1971-1972)
BRM (1973)
Ferrari (1974-1977)
Brabham (1978-1979)
McLaren (1982-1985)