Ален Прост — биография и статистика

Ален Прост за рулем Ferrari F1-90 на Гран-при США 1990 года
Ален Прост за рулем Ferrari F1-90 на Гран-при США 1990 года / Фото: Stuart Seeger

Ален Прост (Alain Prost) — французский гонщик Формулы 1, четырехкратный чемпион мира Формулы 1 (1985-1986, 1989, 1993 гг.), получивший прозвище «Профессор».

Ален прост родился в 1955 году во французком городе Лоретт. В 14 лет он увлекся картингом и начал выигрывать юниорские соревнования одно за другим. В 1974 году он бросил учебу, чтобы стать профессиональным гонщиком. Он обеспечивал себя, ремонтируя двигатели и продавая гоночные карты. В 1975 году Прост выиграл крупный чемпионат Франции по картингу. Призом за победу стало место во французской Формуле-Renault, чемпионом которой он стал в следующем году, выиграв все гонки, кроме одной.

В 1977 году Ален Прост выиграл чемпионат европейской Формулы-Renault и перешел в Формулу 3. В 1978-1979 гг. он стал чемпионом как французской, так и европейской Формулы 3. К этому времени он привлек внимание нескольких команд Формулы 1. Тщательно изучив свои варианты, Прост выбрал команду McLaren и подписал с ней контракт на сезон-1980. К удивлению руководства британской команды, Ален Прост отказался выступать на третьей машине в последней гонке сезона-1979, которая проходила на трассе Уоткинс-Глен, так как счел, что это не принесет пользы ни ему, ни команде.

Ален Прост за рулем автомобиля Формулы 3 на Гран-при Монако 1979 года
Ален Прост за рулем автомобиля Формулы 3 на Гран-при Монако 1979 года / Фото: motoremotion.it

Дебютный сезон в Формуле 1 оставил у Проста смешанные чувства. Француз заработал очки в первой же гонке и в целом смотрелся неплохо, однако в то же время, он столкнулся с большим количеством проблем. Считая, что команда частично винит его за возникшие проблемы, Прост покинул McLaren по окончании 1980 года.

В период с 1981 по 1983 годы Ален Прост был частью французской суперкоманды Renault. В составе Renault Прост выиграл 9 гонок и один вице-чемпионский титул в 1983 году, но для французов из Renault этого было недостаточно. Отношения Проста с командой окончательно испортились — руководство Renault решило возложить всю вину за поражение в чемпионате на Проста, и он был уволен через два дня после финальной гонки сезона-1983.

В 1984 году Ален Прост вернулся в McLaren. Возвращение вышло довольно успешным — француз выиграл семь гонок и стал вице-чемпионом, уступив титул в последней гонке Ники Лауде. До чемпионского титула Просту не хватило лишь 0,5 очков. Неполные очки француз получил на памятном Гран-при Монако, когда гонка была остановлена до достижения середины дистанции, и всем пилотам было начислено 50% очков.

В 1985 году Ален Прост становится первым французским чемпионом мира Формулы 1, выиграв 5 гонок из 16. За это достижение Ален был принят в Орден Почётного легиона — французский аналог рыцарского легиона.

Ален Прост с Ники Лаудой и Айртоном Сенной на подиуме Гран-при Нидерландов 1985 года
Ален Прост с Ники Лаудой и Айртоном Сенной на подиуме Гран-при Нидерландов 1985 года / Фото: Fotopersbureau de Boer

В 1986 году Прост смог защитить свой титул, однако борьба была напряженной. Соперники из Williams во главе с Найджелом Мэнселом лидировали в чемпионате в последней гонке сезона, но на последних кругах англичанин стал жертвой взорвавшейся покрышки. Испугавшись за безопасность своего второго пилота Нельсона Пике, руководство Williams зазвало его в боксы для срочной смены резины. Таким образом, Прост вышел в лидеры гонки и стал чемпионом во второй раз.

В 1987 году Прост уступил чемпионскую корону Нельсону Пике. Ален смог выиграть три гонки и уступил чемпиону 30 очков в итоговом зачете, но было очевидно, что двигатели TAG, которые тогда использовала команда McLaren, больше не позволяют бороться за чемпионский титул.

В 1988 году в McLaren пришел Айртон Сенна, а вместе с ним и мотористы из Honda. Первый сезон вместе с Айртоном, Прост формально чемпионскую схватку, хотя на деле он набрал на 11 очков больше бразильца. Дело в том, что по правилам того времени в зачет шли только 11 лучших результатов, и при таком раскладе Сенна опережал француза на 3 очка.

Ален Прост за рулем автомобиля McLaren на Гран-при Канады 1988 года
Ален Прост за рулем автомобиля McLaren на Гран-при Канады 1988 года / Фото: Paul Lannuier

В 1989 году Ален Прост смог отыграться и выиграл свой третий чемпионский титул. Успех дался ему ценой его отношений с McLaren, и француз решил покинуть команду. В следующем сезоне Прост переоделся в цвета Ferrari. Одержав 5 побед, Прост до конца сезона оставался претендентом на титул. Исход чемпионата решился в последней гонке на Сузуке, когда лидировавший в чемпионате Айртон Сенна выбил Алена Проста в первом повороте.

Сезон 1991 в Ferrari сложился для Проста гораздо хуже. Машина не позволяла бороться с лидерами, и Ален не одержал за год ни одной победы. После публичной критики автомобиля Ferrari 643, который команда использовала в том сезоне, Прост был немедленно уволен, и ему даже не позволили провести последний Гран-при сезона-1991.

В 1992 году Прост провел тесты в команде Ligier, но в итоге предпочел взять перерыв. Вместо этого он принял предложение Williams на сезон 1993, но с условием, что его напарником не может быть Айртон Сенна. В 1993 году Ален не без труда выиграл свой четвертый титул, сражаясь с Айртоном Сенной, а также с собственным партнером по команде Дэймоном Хиллом. В октябре 1993 года Прост объявил о том, что он не будет защищать свой титул и уходит из Формулы 1.

Ален Прост за рулем Williams FW15C во время пятничной практики перед ГП Великобритании 1993 года
Ален Прост за рулем Williams FW15C во время пятничной практики перед ГП Великобритании 1993 года / Фото: Martin Lee

После ухода из Формулы 1 Ален Прост работал комментатором на французском спортивном канале TF1. А в 1997 году он приобрел у Флавио Бриаторе разорившуюся команду Ligier и переименовал ее в Prost Grand Prix. Однако, команда так и не смогла добиться заметных успехов и постоянно боролась с финансовыми проблемами. В 2001 году это привело к банкротству и закрытию команды.

Статистика

Страна: Франция
Родился: 24.02.1955
Дебют в Формуле 1: ГП Аргентины’80
Гран-при/Гонок: 202/198
Побед: 51
Поул-позиций: 33
Быстрейших кругов: 41
Очков: 798,5
Выступал за команды: McLaren (1980)
Renault (1981-1983)
McLaren (1984-1989)
Ferrari (1990-1991)
Williams (1993)