Михаэль Шумахер — биография и статистика

Михаэль Шумахер на подиуме Гран-при Италии 2006 года / Фото: mwtv.in

Михаэль Шумахер (Michael Schumacher) – немецкий пилот Формулы 1, семикратный чемпион мира Формулы 1 (1994-1995, 2000-2004 гг.), обладатель прозвища «Красный Барон», установивший множество рекордов в Формуле 1, в том числе по числу поул-позиций, быстрейших кругов и побед в Гран-при. Официальный сайт Формулы 1 называл его «статистически величайшим пилотом из всех, кто выступал в этом виде спорта», пока его рекорды не были побиты Льюисом Хэмилтоном.

Михаэль родился в маленьком немецком городе Хюрт. Начиная с четырех лет, маленький Шумахер катался на детской педальной машинке, на которую его отец лично установил небольшой мотоциклетный двигатель. Позже родители отдали его в картинг-клуб в Керпене, где он стал самым молодым его участником. Отец Михаэля собрал для него карт из выброшенных деталей, на котором Михаэль выиграл свой первый чемпионат клуба в возрасте шести лет. Чтобы поддержать его дальнейшую карьеру гонщика, родителям Шумахера пришлось устроиться на две работы, но все равно они не смогли позволить себе купить новый двигатель 800 DM, и на помощь пришел местный бизнесмен.

В 1983 году Михаэль получил лицензию гонщика, а годом спустя выиграл юниорский чемпионат Германии по картингу. Позже он выиграл множество немецких и европейских чемпионатов по картингу, а в 1987 он бросил учебу и устроился работать механиком. В 1988 году он впервые попробовал свои силы немецком чемпионате Формулы-Ford, а также стал чемпионом серии Формулы-Konig.

В 1989 году Михаэль Шумахер подписал контракт с командой Вилли Вебера, выступавшей в чемпионате Формулы-3. Вместе с ней он выиграл чемпионский титул в 1990, а также одержал победу в престижной гонке Гран-при Макао. В конце 1990 года он стал участником программы Mercedes по поддержке молодых пилотов и стал выступать в мировом Чемпионате спортпрототипов. Это стало весьма неожиданным шагом для молодого пилота, так как в то время большинство гонщиков, стремящихся попасть в Формулу 1, первым делом проходили через чемпионат Формулы-3000.

Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен на Гран-при Макао 1990 года

Шумахер выиграл последнюю гонку сезона и занял пятое место в чемпионате, несмотря на то, что принимал участие только в трех этапах из девяти. В середине 1991 года, Михаэль Шумахер дебютирует в Формуле 1 на Гран-при Бельгии в составе команды Jordan — ей срочно потребовалось найти замену Бертрану Гашо, который был арестован британскими властями. Mercedes, в то время все еще сотрудничавший с Михаэлем, обеспечил его дебют в Формуле 1, оплатив место в Jordan суммой в 150 тысяч долларов. Михаэль не знал трассы в Спа, хотя Вили Вебер заверил Эдди Джордана, что это не так, и молодому немцу пришлось в срочном порядке изучить трассу перед началом гоночного уик-энда.

В квалификации Михаэль занял высокое седьмое место, которое стало лучшим результатом для команды в тот год. На старте он успел вырваться на пятое место, но мгновением позже сошел из-за проблем со сцеплением. На следующий этап Михаэль Шумахер уже подписал контракт с командой Benetton. У Jordan хоть и был договор о намерениях с руководством Mercedes, но обязательств перед ними у Шумахера больше не было.

Постоянно прогрессируя, Михаэль Шумахер с легкостью затмил всех своих напарников в Benetton, среди которых были такие опытные пилоты, как Андреа де Чезарис, Нельсон Пике, Роберт Патрезе и Мартин Брандл. Ровно через год после своего дебюта в Формуле 1, в Бельгии Шумахер одержал свою первую победу в Формуле 1.

В 1994 году, омраченном гибелью Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера на Гран-при Сан-Марино, Михаэль вновь попробовал вкус победы. Он одержал победы в четырех первых Гран-при сезона и обеспечил себе огромный отрыв в чемпионате пилотов, однако, во второй половине сезона Benetton начал втягивать себя во всевозможные скандалы, что привело к двум дисквалификациям и двум пропущенным гонкам, что едва не стоило ему чемпионского титула.

Все решилось в последней гонке сезона, которая проходила в австралийской Аделаиде. Михаэля Шумахера и Деймона Хилла разделяло лишь одно очко в пользу немца, и с самого старта они сражались за позицию. Хилл вынудил Шумахера ошибиться, и немец выехал за пределы трассы. Возвращаясь обратно, он зацепил болид Хилла, в результате чего с дистанции сошли оба. Чемпионом стал Михаэль. Второй титул в 1995 году достался Михаэлю гораздо легче. Болид Benetton стал значительно быстрее, во многом благодаря двигателям Renault, а его главный соперник Деймон Хилл все больше сражался с самим собой, чем с Михаэлем.

Михаэль Шумахер - биография и статистика
Герхард Бергер, Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло на подиуме Гран-при Тихого Океана 1994 года / Фото: Sutton Images

В 1996 году Михаэль Шумахер покинул Benetton, несмотря на то, что его договор предусматривал продление еще на один год. Немец перешел в Ferrari, которые предложили ему 60 миллионов долларов за двухлетний контракт. Скудерия в те годы пребывала в не лучшем положении. Они не выигрывали чемпионский титул с 1979 года, а Кубок конструкторов с 1983-го.

Первый сезон в Ferrari для Шумахера прошел без борьбы за титул, хотя ему и удалось одержать пару впечатляющих побед. Годом спустя из Benetton в Ferrari перешли две ключевые фигуры, которые сделали немалый вклад в успех Михаэля Шумахера в 1994-1995 годах. Это были Росс Браун и Рори Бирн. С их помощью Михаэль смог побороться за титул, но упустил его в последней гонке Жаку Вильневу. При этом немец совершил агрессивный маневр в сторону канадца, который был принят судьями за попытку выбить соперника с трассы, что привело к тому, что Михаэля лишили всех очков, набранных в сезоне-1997, а также вице-чемпионского титула.

В 1998-1999 годах главным соперником Михаэля стал Мика Хаккинен из команды McLaren. И если в 1998 году он до самой последней гонки боролся за чемпионство, то в 1999-м его надежды на третий титул были разрушены переломом ноги в Сильверстоуне. Вернувшись лишь под конец сезона, Шумахер помогал своему напарнику Эдди Ирвайну, но Ferrari пришлось довольствоваться лишь Кубком конструкторов.

Сезон-2000 стал звездным часом для Михаэля и Ferrari. Вместе с новым партнером команде Рубенсом Баррикелло, Михаэль Шумахер смог наконец-то бросить вызов соперникам из McLaren и выиграть свой третий чемпионский титул. В 2001-2002 он без особого сопротивления повторил это достижение, став пятикратным чемпионом мира и побив многие статистические рекорды, державшиеся долгие годы. В 2003 году все было не так гладко, однако в плотной борьбе с невероятно стабильным Кими Райкконеном, Михаэль вышел победителем и стал первым в истории Формулы 1 шестикратным чемпионом мира. А еще через год отмечал победу уже в качестве семикратного чемпиона. Более того, в сезоне-2004 было побито большинство рекордов трасс, а также установлен рекорд по количеству побед в сезоне (13 побед).

В 2005-м команда Ferrari впала в кризис, и Михаэль одержал лишь одну победу, хотя и показал результаты, которые значительно превышали уровень болида в тот год. В 2006-м Скудерии удалось вернуться в сражение за первые места, но отказ двигателя на болиде Шумахера в Японии положил конец надеждам на восьмой титул, и чемпионом стал Фернандо Алонсо. А чуть раньше в Монце, на пресс-конференции после гонки Михаэль объявил о своем уходе из Формулы 1.

Михаэль Шумахер - биография и статистика
Михаэль Шумахер за рулем Ferrari F2005 на Гран-при Канады 2005 года / Фото: Mark McArdle

После ухода из Формулы 1 Шумахер стал заниматься мотогонками, где почти сразу получил серьезную травму шеи. Кроме того, он принял участие в нескольких тестовых сессиях Ferrari, а также присутствовал на ряде Гран-при в качестве консультанта Скудерии. В 2009 году, когда Фелипе Масса получил серьезную травму головы, Михаэля называли одним из основных претендентов на замену бразильцу, и немец действительно подумывал о том, чтобы вернуться в Формулу 1, но, в конце концов, отказался, так как счел себя неготовым к этому.

Тем не менее, в конце того же года Михаэль объявил о том, что с 2010 года он вернется в Формулу 1 в составе команды Mercedes. Но грандиозного успеха это решение ему не принесло. Не лучшая форма болида Mercedes и тотальное невезение позволило Шумахеру завоевать лишь один подиум и немного очков. Лучшими результатами после возвращения для него стал подиум на Гран-при Европы 2012 и 8-е место в чемпионате в 2011 году. В 2012 году Михаэль объявил, что по завершении этого сезона он окончательно покинет Формулу 1. Его место в Mercedes занял Льюис Хэмилтон.

Михаэль Шумахер за рулем Mercedes на трассе в Хересе, 2010 год
Михаэль Шумахер за рулем Mercedes на трассе в Хересе, 2010 год / Фото: slitz

В декабре 2013 года Михаэль Шумахер получил серьезную травму головы, катаясь на лыжах со своим сыном во французских Альпах. Несколько недель Михаэль Шумахер провел в состоянии искусственной комы, а его состояние оценивалось, как критическое. Врачи подтвердили, что Михаэль получил серьезнейшие травмы головного мозга от удара о выступ скалы и нет гарантии его полного выздоровления. По прошествии полугода с момента инцидента, было объявлено о том, что Михаэль наконец-то вышел из комы, и его семья решила продолжить лечение дома, в Швейцарии, где в настоящий момент и находится семикратный чемпион мира.

Статистика

  • Чемпионских титулов: 7
  • Подиумов подряд: 19
  • Кругов лидирования: 5112
  • Сезонов в Формуле 1: 19
Страна: Германия
Родился: 03.01.1969
Дебют в Формуле 1: ГП Бельгии’91
Гран-при/Гонок: 308/306
Побед: 91
Поул-позиций: 68
Быстрейших кругов: 77
Очков: 1566
Выступал за команды: Jordan (1991)
Benetton (1991-1995)
Ferrari (1996-2006)
Mercedes (2010-2012)