Кими Райкконен — биография и статистика
Кими-Матиас Райкконен — (Kimi Raikkonen) — финский гонщик, чемпион мира Формулы 1 2007 года. Кими родился в 1979 году, в финском городе Эспоо. В возрасте 10 лет он добился первых успехов в картинге, а в 15 лет впервые выступал за пределами Финляндии — в Монако. В 1998 году он занял первое место на чемпионате северных стран по картингу в Норвегии. В 1999-м году он занял второе место в европейском чемпионате Формулы Super A и принял участие в европейском Кубке Формулы-Ford. К 20 годам, он стал чемпионом зимней серии британской Формулы-Renault, одержав победу в первых четырех гонках сезона. В 2000-м году Райкконен выиграл 7 из 10 этапов чемпионата Великобритании в классе Формулы-Renault.
Эти успехи привлекли внимание Петера Заубера, который пригласил Кими Райкконена на тесты своей команды в Мюджелло. После второй и третьей тестовых сессий в Хересе и Барселоне, Sauber заключил с финном контракт на сезон 2001. Тем не менее, многие (в числе которых был президент FIA Макс Мосли) скептически отнеслись к тому, что такому неопытному пилоту была выдана суперлицензия Формулы 1. На тот момент на счету Кими Райкконена было только 23 Гран-при на подобных автомобилях. Несмотря на это, он получил суперлицензию и дебютировал в Формуле 1 на Гран-при Австралии 2001 года.
Кими Райкконен провел свой первый сезон довольно удачно, четырежды финишировав в очках. Стараниями финна и его напарника Ника Хайдфельда Sauber завоевал четвертое место в кубке конструкторов, что до сих пор остается их лучшим достижением.
В 2002 году Кими Райкконен заменил в команде McLaren Мику Хаккинена, завершившего карьеру в Формуле 1. Уже в 2003 году он впервые заявил о себе, как о серьезном претенденте на чемпионский титул. До середины сезона Райкконен возглавлял личный зачет, но неудачи, начавшиеся со взрыв мотора на Гран-при Европы, привели к потере лидерства в чемпионате. Финн сохранял шансы на титул до конца сезона, но в итоге уступил Михаэлю Шумахеру всего два очка и стал вице-чемпионом.
2004 год прошел не так успешно. Новая революционная модель McLaren MP4-19 оказалась чрезвычайно ненадежной и не слишком быстрой. Лишь к середине сезона, на Гран-при Франции дебютировала модификация MP4-19B, и результаты Райкконена начали улучшаться. Он занял второе место в Сильверстоуне и выиграл в Бельгии, что позволило ему подняться на седьмую строчку в чемпионате.
Через год Кими снова боролся за чемпионский титул, но проблемы с надежностью не позволили ему удержаться за Фернандо Алонсо и финну вновь досталось вице-чемпионство. 2006 год стал для Кими Райкконена последним в составе британской команды. Впервые с 2002 года он не одержал ни одной победы, хоть и показывал стабильные результаты по ходу сезона.
В 2007 году Кими Райкконен перешел в Ferrari и выиграл первую гонку в составе итальянской команды. За две гонки до конца сезона финн занимал третью позицию в чемпионате с отставанием в 17 очков от лидера чемпионата (за победу начислялось 10 очков). Однако финн одержал две победы в двух последних гонках, в то время как его соперники — Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон столкнулись с проблемами и не смогли набрать много очков. Таким образом, Кими Райкконен стал чемпионом с перевесом в одно очко.
В 2008 году эстафета перешла к его напарнику, Фелипе Массе. Бразилец боролся за титул до последней гонке, но удача не улыбнулась ему, и за ним остался лишь вице-чемпионский титул, в то время как Кими Райкконен занял третье место в чемпионате. В следующем сезоне гоночный темп болида Ferrari не позволяла финну стабильно бороться за высокие места, и Кими смог одержать лишь одну победу в сезоне — на Гран-при Бельгии.
Ближе к концу сезона-2009 Ferrari объявили о том, что Кими покинет команду, несмотря на то, что у него был контракт на следующий сезон. Его место занял Фернандо Алонсо. Ожидалось, что финн вернется в McLaren, но его переговоры с британской командой зашли в тупик. Затем были слухи о его возможном переходе в Mercedes, но немецкая команда пригласила Михаэля Шумахера и Нико Росберга. Незадолго до объявления об уходе из Формулы 1, команда Toyota активно выражала интерес в финском пилоте, но он отказался, так как хотел выступать в команде, способной бороться за победы, а также его не устроил предложенный японцами гонорар. За неимением других вариантов Кими Райкконен ушел из Формулы 1.
В 2009-2010 годах Кими Райкконен принимал участие в чемпионате мира по ралли. После своего ухода из Большого цирка финн подписал контракт с Citroen Junior Team для выступления в WRS в сезоне 2010. Он показал неплохие результаты, и одержал свою первую победу в ралли, а в 2011 продолжил выступления в составе собственной команды ICE 1 Racing. В первой гонке он финишировал восьмым, затем пропустил этап в Мексике, после чего финишировал седьмым в Португалии.
В 2012 году Кими Райкконен вернулся в Формулу 1 в составе команды Lotus. На Гран-при Абу-Даби 2012 года он одержал свою первую победу после возвращения, а в сезоне 2013 он смог побить рекорд по числу результативных финишей подряд. Его серия прервалась в Бельгии и составила 27 финишей в очковой зоне подряд.
В конце 2013 года Кими Райкконен подписал контракт с Ferrari на сезоны 2014-2015. По правилам 2014 года каждый пилот был обязан выбрать для себя номер, который он будет использовать на протяжении всей своей карьеры. Райкконен выбрал номер 7, под которым он выступал в 2013 году за Lotus, посчитав, что его текущий номер его устраивает и у него нет причин его менять.
Сезон-2014 закончился для Райкконена 12-м местом в личном зачете — худшим в карьере финского гонщика. Только лишь в Бельгии ему удалось финишировать выше своего партнера по команде Фернандо Алонсо.
В 2015 году новым напарником Райкконена в Ferrari стал четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель. Вместе с немецким чемпионом Райкконен провел четыре сезона и показал куда более уверенные результаты, чем в качестве напарника Фернандо Алонсо. Лучшим результатом для Кими стал его последний сезон за Ferrari, когда он занял третье место в чемпионате и одержал на Гран-при США свою последнюю в карьере победу в Формуле 1.
Следующие три сезона Райкконен выступал в составе команды Sauber, которая была переименована в Alfa Romeo Racing перед началом сезона-2019. Первый сезон в новой команде начался для финна неплохо – череда финишей в очковой зоне позволила ему подняться на восьмую строчку в чемпионате. Однако затем последовала серия из семи безрезультативных гонок и одно четвертое место в Бразилии. В итоге финн повторил свой худший результат в карьере и вновь занял 12-ю строчку в личном зачете.
Сезоны-2020 и 2021 сложились для финна не лучше. За два сезона ему удалось лишь финишировать в очковой зоне лишь шесть раз, а итоговым результатом в обоих случаях стало 16-е место в чемпионате. Сезон-2012 для Кими Райкконена последним в его карьере в Формуле 1. На последнем этапе сезона в Абу-Даби команда Alfa Romeo сделала для финна подарок, нанеся на его автомобиль надпись “Dear Kimi, we will leave you alone now” (перевод: «Дорогой Кими, теперь мы оставим тебя в покое»).
Страна: | Финляндия |
Родился: | 17.10.1979 |
Дебют в Формуле 1: | ГП Австралии’01 |
Гран-при/Гонок: | 353/349 |
Побед: | 21 |
Поул-позиций: | 18 |
Быстрейших кругов: | 46 |
Очков: | 1873 |
Выступал за команды: | Sauber (2001) McLaren (2003-2006) Ferrari (2007-2009) Lotus (2012-2013) Ferrari(2014-2018) Alfa Romeo (2019-2021) |