Айртон Сенна — биография и статистика

Айртон Сенна - биография и статистика
Айртон Сенна на подиуме Гран-при Бразилии 1993 года / Фото: Instituto Ayrton Senna

Айртон Сенна да Силва (Ayrton Senna) — бразильский гонщик Формулы 1, трехкратный чемпион мира Формулы 1 (1988, 1990-1991 гг.), известный под прозвищем «Бразильский Волшебник».

Айртон Сенна родился в Сан-Паулу в 1960 году. С 13 лет бразилец начал всерьез заниматься картингом, и весьма успешно. Окончив школу, Айртон поступил в колледж по специальности предпринимательского дела, но бросил его через три месяца, отдав предпочтение картингу. В 1977 году Сенна выиграл чемпионат по картингу Южно-Африканской Республики.

В 1981-м году Айртон Сенна перебрался в Великобританию для участия в европейских гоночных чемпионатах. Он сходу выиграл чемпионат RAC, а также стал чемпионом британской Формулы-Ford 1600. Несмотря на первые успехи, а также под давлением своей семьи, которая хотела вовлечь его в семейный бизнес, Айртон объявил о своем уходе из автоспорта и вернулся в Бразилию. Перед самым отъездом он успел получить предложение выступать в Формуле-Ford 2000 за 10 тысяч фунтов. Уже дома, в Бразилии Айртон решил принять это предложение и вновь отправился в Великобританию, уже под именем Айртон Сенна (так как он считал, что «Силва» это слишком распространенная бразильская фамилия).

В 1983-м году Айртон Сенна стал чемпионом британской Формулы-3, хотя в конце сезона его напарник по команде, Мартин Брандл, дал бразильцу нешуточный бой, и все решилось в самой последней гонке. В ноябре того же года Сенна стал победителем Гран-при Макао в составе команде Theodore Racing Team.

Lotus 97T Айртона Сенны
Болид Lotus 97T Айртона Сенны, с которым он выступал в сезоне 1985 года / Фото: Dima Moroz

В 1983-1984 гг. «Волшебник» принял участие в тестах четырех команд Формулы-1 — Williams, McLaren, Brabham и Toleman. Руководители McLaren, Lotus и Brabham предлагали бразильцу роль тест пилота с долгосрочным контрактом и возможностью выступать позже, так как свободных мест на 1984 год у них не было. Питер Уорр, руководивший в то время командой Lotus, был готов предоставить Сенне место основного пилота, но спонсоры настаивали на том, чтобы за команду выступал британский пилот, и он решил оставить Найджела Мэнселла.

Айртон Сенна жаждал выступать в Формуле 1 немедленно и на своих условиях. Единственной командой, которая была готова принять его сразу, оказалась Toleman — относительно молодая команда с не слишком большими возможностями. Однако, проявить себя ему удалось уже в 1984 году, когда под проливным дождем в Монако бразилец летел к своей первой победе в Формуле 1 уже на шестой гонке в карьере. Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться, и гонка была остановлена не дойдя даже до середины. Айртону пришлось довольствоваться лишь вторым местом в считанных секундах от Алена Проста, у которого он отыгрывал по две с лишним секунды на каждом круге.

В своем дебютном сезоне Айртон еще дважды поднимался на подиум, а через год, уже в составе Lotus, он одержал свою первую победу в качестве гонщика Формулы 1. Она пришлась на Гран-при Португалии, где Сенна стартовал с поул-позиции, лидировал на протяжении всей дистанции и показал лучший круг, тем самым завоевав еще и Большой шлем.

Lotus обладали достаточно быстрой техникой, которая позволяла периодически бороться за победы и держаться в четверке лучших пилотов по итогам чемпионата, но Айртону было нужно большее. Поэтому после трех сезонов в Lotus он стал искать место в более сильной команде. Очень кстати пришлись его теплые отношения с мотористами из Honda, которые помогли ему устроиться McLaren.

Айртон Сенна за рулем McLaren на Гран-при Монако 1992 / Фото: Iwao

Первый год бразильца в McLaren, который пришелся на сезон-1988, стал и остается до сих пор самым успешным в истории британской команды. Соперничество двух противоположностей — хладнокровного и расчетливого Алена Проста и горячего и голодного до побед Айртона Сенны — привело к невероятному результату. Дуэт Сенна-Прост выиграл 15 гонок из 16, а титул достался Айртону Сенне.

Через год ситуация повторилась. Основная борьба за чемпионство разразилась между пилотами McLaren, но в этот раз победа досталась Алену Просту. Однако в 1989 году отношения между двумя чемпионами накалились до предела и руководитель McLaren, Рон Деннис решил сделать выбор в пользу Айртона Сенны, и по окончании сезона француз покинул команду.

Сезоны 1990 и 1991 годов дались Айртону Сенне относительно легко. Техника McLaren позволяла бразильцу стабильно бороться за победы и держать соперников на дистанции. Одержав 6 побед в 1990-м и 7 побед в 1991-м, Сенна стал самым молодым в истории трехкратным чемпионом мира.

1992 и 1993 годы прошли под знаком команды Williams. Сначала Найджел Мэнселл на болиде, оснащенном активной подвеской в одну калитку выиграл-таки свой первый чемпионский титул и ушел из Формулы 1, а в 1993-м вернувшийся на один сезон Прост записал в свой актив четвертый титул и тоже покинул Королеву автоспорта. Темп болидов McLaren уже не позволял Сенне регулярно выигрывать гонки, и он выпал из борьбы за чемпионат на два года. В конце 1993 года Айртон активно пытался перейти в Williams, но контракт Алена Проста с британской командой накладывал вето на возможность перехода бразильца в Williams. Хотя Сенна, с его собственных слов, был готов выступать за команду Фрэнка Уильямса даже бесплатно.

Айртон Сенна в Williams
Старт Гран-при Сан-Марино 1994 года / Фото: Wikimedia Commons

В 1994-м году Айртон наконец-то смог договориться с Williams. Это должно было стать прямой дорогой к его четвертому титулу. В двух первых гонках он стартовал с поула, но сходил с дистанции. На Гран-при Сан-Марино, своей последней гонке в жизни, он тоже стоял на поул-позиции. На старте бразилец сохранил лидерство, но гонка была остановлена в результате аварии на стартовой прямой. Восемь болельщиков и полицейский были травмированы отлетевшими от болида Джей-Джей Лехто обломками.

На шестом круге гонка была возобновлена, Айртон возглавлял пелетон. Кругом спустя, в повороте Tamburello Сенна потерял управление над автомобилем, и его машина врезалась в бетонные ограждения на скорости 233 км/ч. Гонка была немедленно остановлена. Спустя две минуты после аварии, Айртона извлекли из автомобиля и медицинская команда Формулы 1 во главе с Сидом Уоткинсом оказывала ему необходимую помощь. После чего Айртона погрузили на вертолет и отправили в местный госпиталь. Спустя несколько часов было объявлено о его смерти.

Официально причиной аварии считается поломка рулевой колонки, которая была изготовлена из непрочного материала. В результате аварии правое переднее колесо и рычаг подвески отлетели внутрь кокпита, нанеся мощнейший удар по правой части шлема Айртона. Кроме того, один из рычагов пробил забрало его шлема в районе правого глаза и нанес ему смертельные переломы черепа и проникающее ранение мозга.

Позже выяснилось, что в болиде Айртона был обнаружен флаг Австрии. Бразилец планировал поднять его на подиуме, чтобы почтить память молодого австрийского гонщика Роланда Ратценбергера, который погиб накануне гонки, во время субботней квалификации.

Статистика

  • Чемпионских титулов: 3
  • Поул-позиций подряд: 8
  • Первых рядов подряд: 24
  • Сезонов в Формуле 1: 11
Страна: Бразилия
Родился: 21.03.1960
Погиб: 01.05.1994
Дебют в Формуле 1: ГП Бразилии’84
Гран-при/Гонок: 162/161
Побед: 41
Поул-позиций: 65
Быстрейших кругов: 19
Очков: 614
Выступал за команды: Toleman (1984)
Lotus (1985-1987)
McLaren (1988-1993)
Williams (1994)