Спонсорство в Формуле 1 сильно изменилось. Как и почему это произошло.
За 60 с лишним лет существования Формула 1 затронула большое количество секторов бизнес-рынка. Одни компании уходили, другие занимали их место. Взглянув на динамку этих перемен, можно сделать довольно интересные выводы.
Существует две основные причины, по которым компании вкладывают деньги в спонсорство в Формуле 1: особенность рекламируемого продукта и его отношение к спорту. В связи с этим, компании, производящие машинное масло, шины и другие автомобильные товары и услуги, больше других склоняются спонсировать команды Формулы 1.
Эти компании более устойчивы к отрицательным скачкам в бизнесе, в связи с чем команда может рассчитывать на долгосрочное сотрудничество. С другой стороны, коммуникационные и потребительские компании, вероятнее всего, прекратят спонсорство как только условия рынка начнут ухудшаться. Идеальным примером такого внезапного разрыва отношений является уход титульного спонсора McLaren, компании Vodafone, из Формулы 1 по окончании сезона-2013.
Компании, которые напрямую связаны со спортом, используют спонсорство с целью создания тесной связи между своим продуктом и Формулой 1. Примером такой стратегии является Red Bull. Производителю энергетических напитков нужен бренд, который ассоциируется с энергией, скоростью и риском.
Табачные компании вкладывали огромные деньги в Формулу 1 на протяжении тридцати лет. Их бюджеты позволяли им становится титульными спонсорами. Теперь для Формулы 1 это редкость — только у четырех команд из одиннадцати есть титульный спонсор.
С 1970-х годов, благодаря Формуле 1, сигаретные марки John Player Special, Marlboro, Rothmans, West, Benson & Hedges заработали себе легендарный статус в автоспорте. При их участии были созданы самые узнаваемые раскраски гоночных автомобилей, которые впоследствии завоевывали всемирную известность и становились чемпионами мира.
Запрет на табачную рекламу в странах Европейского Союза вынудил большинство табачных компаний уйти из спорта, однако, Ferrari до сих пор продолжает сотрудничать с компанией Philip Morris, несмотря на то, что логотипы Marlboro уже давно исчезли с болидов Скудерии. Партнерство Philip Morris с Ferrari во многом опирается тот факт, что красные автомобили Формуле 1 ассоциируются у болельщиков с торговой маркой Marlboro уже подсознательном уровне.
Многие компании, производящие топливо и машинные масла, являются постоянными партнерами команд Формулы 1. Mobil 1, Shell и Total, которые занимаются производством топлива и смазочных материалов, устойчивы к переменам на рынке, потому что они являются одним из фундаментальных элементов Формулы 1.
Банки и другие финансовые компании освоили рынок Формулы 1 в 1990-х и 2000-х и остались в спорте, несмотря на мировой финансовый кризис. Основной целью этих компаний является привлечение клиентов среднего (и выше) достатка, а также продвижение на восток, так как в последние годы Формула 1 стала частым гостем на ближнем востоке и в Азии.
Телекоммуникационные компании, а также производители техники постоянно проходят через фазы взлетов и падений в Формуле 1. Но они всегда возвращаются, потому что в их интересах создать прочную связь с автоспортом, ведь он ассоциируется с прогрессом и высокими технологиями.
Среди таких компаний были Telefonica, Orange и Vodafone. Они вложили немало средств в Формулу 1, но большинство из них покинули спорт. Тем не менее, Mercedes сотрудничает с компанией Blackberry, которая помогает им улучшить связь между пилотом и командой во время гонки.
В то время как телекоммуникационные компании покидают спорт, все больше команд приобретают спонсоров, связанных с повседневной жизнью рядового болельщика. Идеальным примером здесь является плотное сотрудничество Unilever и Lotus, которые активно рекламируют бренды Clear и Rexona.
Чем популярнее становится Формула 1 в мире, тем больше спонсорство отходит от простой платы за наклейку на автомобиле. В последние годы оно приобретает образ куда более сложный и непредсказуемый.