Ален Прост — биография и статистика
Ален Прост (Alain Prost) — французский гонщик Формулы 1, четырехкратный чемпион мира Формулы 1 (1985-1986, 1989, 1993 гг.), получивший прозвище «Профессор».
Ален прост родился в 1955 году во французком городе Лоретт. В 14 лет он увлекся картингом и начал выигрывать юниорские соревнования одно за другим. В 1974 году он бросил учебу, чтобы стать профессиональным гонщиком. Он обеспечивал себя, ремонтируя двигатели и продавая гоночные карты. В 1975 году Прост выиграл крупный чемпионат Франции по картингу. Призом за победу стало место во французской Формуле-Renault, чемпионом которой он стал в следующем году, выиграв все гонки, кроме одной.
В 1977 году Ален Прост выиграл чемпионат европейской Формулы-Renault и перешел в Формулу 3. В 1978-1979 гг. он стал чемпионом как французской, так и европейской Формулы 3. К этому времени он привлек внимание нескольких команд Формулы 1. Тщательно изучив свои варианты, Прост выбрал команду McLaren и подписал с ней контракт на сезон-1980. К удивлению руководства британской команды, Ален Прост отказался выступать на третьей машине в последней гонке сезона-1979, которая проходила на трассе Уоткинс-Глен, так как счел, что это не принесет пользы ни ему, ни команде.
Дебютный сезон в Формуле 1 оставил у Проста смешанные чувства. Француз заработал очки в первой же гонке и в целом смотрелся неплохо, однако в то же время, он столкнулся с большим количеством проблем. Считая, что команда частично винит его за возникшие проблемы, Прост покинул McLaren по окончании 1980 года.
В период с 1981 по 1983 годы Ален Прост был частью французской суперкоманды Renault. В составе Renault Прост выиграл 9 гонок и один вице-чемпионский титул в 1983 году, но для французов из Renault этого было недостаточно. Отношения Проста с командой окончательно испортились — руководство Renault решило возложить всю вину за поражение в чемпионате на Проста, и он был уволен через два дня после финальной гонки сезона-1983.
В 1984 году Ален Прост вернулся в McLaren. Возвращение вышло довольно успешным — француз выиграл семь гонок и стал вице-чемпионом, уступив титул в последней гонке Ники Лауде. До чемпионского титула Просту не хватило лишь 0,5 очков. Неполные очки француз получил на памятном Гран-при Монако, когда гонка была остановлена до достижения середины дистанции, и всем пилотам было начислено 50% очков.
В 1985 году Ален Прост становится первым французским чемпионом мира Формулы 1, выиграв 5 гонок из 16. За это достижение Ален был принят в Орден Почётного легиона — французский аналог рыцарского легиона.
В 1986 году Прост смог защитить свой титул, однако борьба была напряженной. Соперники из Williams во главе с Найджелом Мэнселом лидировали в чемпионате в последней гонке сезона, но на последних кругах англичанин стал жертвой взорвавшейся покрышки. Испугавшись за безопасность своего второго пилота Нельсона Пике, руководство Williams зазвало его в боксы для срочной смены резины. Таким образом, Прост вышел в лидеры гонки и стал чемпионом во второй раз.
В 1987 году Прост уступил чемпионскую корону Нельсону Пике. Ален смог выиграть три гонки и уступил чемпиону 30 очков в итоговом зачете, но было очевидно, что двигатели TAG, которые тогда использовала команда McLaren, больше не позволяют бороться за чемпионский титул.
В 1988 году в McLaren пришел Айртон Сенна, а вместе с ним и мотористы из Honda. Первый сезон вместе с Айртоном, Прост формально чемпионскую схватку, хотя на деле он набрал на 11 очков больше бразильца. Дело в том, что по правилам того времени в зачет шли только 11 лучших результатов, и при таком раскладе Сенна опережал француза на 3 очка.
В 1989 году Ален Прост смог отыграться и выиграл свой третий чемпионский титул. Успех дался ему ценой его отношений с McLaren, и француз решил покинуть команду. В следующем сезоне Прост переоделся в цвета Ferrari. Одержав 5 побед, Прост до конца сезона оставался претендентом на титул. Исход чемпионата решился в последней гонке на Сузуке, когда лидировавший в чемпионате Айртон Сенна выбил Алена Проста в первом повороте.
Сезон 1991 в Ferrari сложился для Проста гораздо хуже. Машина не позволяла бороться с лидерами, и Ален не одержал за год ни одной победы. После публичной критики автомобиля Ferrari 643, который команда использовала в том сезоне, Прост был немедленно уволен, и ему даже не позволили провести последний Гран-при сезона-1991.
В 1992 году Прост провел тесты в команде Ligier, но в итоге предпочел взять перерыв. Вместо этого он принял предложение Williams на сезон 1993, но с условием, что его напарником не может быть Айртон Сенна. В 1993 году Ален не без труда выиграл свой четвертый титул, сражаясь с Айртоном Сенной, а также с собственным партнером по команде Дэймоном Хиллом. В октябре 1993 года Прост объявил о том, что он не будет защищать свой титул и уходит из Формулы 1.
После ухода из Формулы 1 Ален Прост работал комментатором на французском спортивном канале TF1. А в 1997 году он приобрел у Флавио Бриаторе разорившуюся команду Ligier и переименовал ее в Prost Grand Prix. Однако, команда так и не смогла добиться заметных успехов и постоянно боролась с финансовыми проблемами. В 2001 году это привело к банкротству и закрытию команды.
Статистика
Страна: | Франция |
Родился: | 24.02.1955 |
Дебют в Формуле 1: | ГП Аргентины’80 |
Гран-при/Гонок: | 202/198 |
Побед: | 51 |
Поул-позиций: | 33 |
Быстрейших кругов: | 41 |
Очков: | 798,5 |
Выступал за команды: | McLaren (1980) Renault (1981-1983) McLaren (1984-1989) Ferrari (1990-1991) Williams (1993) |